Что известно о банкротстве:

Проблемы у крупнейшего в стране производителя велосипедов «Веломоторса», который выпускает товары под брендом Stels, усугубились после внезапной смерти основателя компании — Александра Начевкина. Бизнесмен скончался в январе на 62-м году жизни от последствий COVID-19. Собеседники бизнес-журнала «Компания» отмечают, что он был личностью масштаба Сергея Галицкого или Олега Тинькова.

По словам игроков рынка, после смерти Начевкина у «Веломоторса» исчез административный ресурс, который якобы формировался благодаря связям бизнесмена с военными. Кроме того, непонятна ситуация с наследниками — нужен ли им обремененный долгами бизнес.

Ранее на одном из двух заводов «Веломоторса» — Жуковском — расследовали уголовное дело о неуплате налогов. Однако в августе его закрыли после возмещения ущерба. В октябре Федеральная налоговая служба (ФНС) подала иск о банкротстве второго завода — Кубинского. Причины судебного разбирательства неизвестны.

Также непонятно, какая доля велосипедов может исчезнуть с рынка в случае остановки производства. При этом в Минпромторге сообщили «Компании», что ежегодный спрос на велосипеды в стране равен примерно 4,3 миллиона единиц. Два завода «Веломотора» выпускают от 800 тысяч до миллиона велосипедов в год.

Чем проблемы «Веломоторса» могут навредить рынку и в каком он состоянии:

Если «крупный игрок» соберет деньги с дилеров на предзаказ материалов за рубежом, а потом не сможет выполнить свои обязательства, российский рынок рискует потерять значительную часть средств — деньги застрянут, товара привезут меньше и дефицит на рынке усугубится, сказал «Компании» представитель сети магазинов велотехники Alienbike (его имя не называют).

У других крупных игроков бизнеса и так «сильно выросли» издержки из-за ковидных ограничений. Например, из-за увеличения стоимости металла на мировом сырьевом рынке выросли цены на комплектующие, а стоимость контейнерной доставки подорожала с двух тысяч до 15 тысяч долларов, отметили опрошенные журналом эксперты.

Последствия пандемии можно проследить на примере и Кубинского велозавода. По данным СПАРК, выручка предприятия по итогам 2019 года упала на 97,9 процента — с 2,1 миллиарда рублей до 44 миллионов. В 2020 году и эта цифра сократилась более чем вдвое — до 17 миллионов рублей.

«По нашим ожиданиям, в следующем году велосипед подорожает сильнее прогнозных 30 процентов — самый простой будет стоить около 50 тысяч рублей. Это при том, что за три года розничная цена велосипеда практически удвоилась», — сказал владелец сети веломагазинов (ее название «Компания» не уточняет ) Вадим Антюхов.

Что известно о дефиците велосипедов:

О нехватке готовых велосипедов в России и мире СМИ пишут с 2020 года. Якобы в условиях закрытых границ люди начали больше покупать велосипеды, но китайские заводы — основные поставщики комплектующих для товара — из-за простоя в период карантина сильно просели в производстве и еще долго будут восстанавливать объемы поставок. Кроме того, нарушились логистические цепочки. Не последнюю роль в этом сыграли блокировка Суэцкого канала и закрытие портов в Азии.

В августе 2021 года агентство ТАСС со ссылкой на экспертов писало, что цены на велосипеды в России продолжат расти, а дефицит товара сохранится аж до 2024 года. В ближайшие же годы гарантированно получить велосипед россияне смогут только по предварительному заказу и на 15-30 процентов дороже, чем в 2019 году, говорили владельцы дистрибьютора велосипедов марки Electra в России и Китае Михаил Скигин и Раймонд Меднис.

Цены на велосипеды — статистика:

В январе 2021 года велосипед для дошкольников в среднем стоил 5 808 рублей, а в июне — 6 496 рублей, сообщало ТАСС в августе со ссылкой на данные Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС). Велосипед дорожный для взрослых в тот же период в среднем подорожал на 10,5 процента — до 13 972 рублей.

Материал подготовили Мария Володина и Екатерина Тимофеева

Следить за событиями удобно в нашем новостном телеграм-канале. Присоединяйтесь