Нормальный по Фрейду. Как родители могут помочь детям на пути взросления
Сегодня у нас продолжение предыдущего материала, про детей и подростков, которые к некоторому достаточно значимому возрасту понимают, что они по-настоящему ничего не хотят, кроме того, чтобы лежать на диване с телефоном в руках, и пусть весь мир их обслуживает.
При этом нельзя сказать, что, когда они лежат на диване, им спокойно и комфортно и они всем довольны. Наоборот, им почти все время страшно и тревожно, потому что они прекрасно чувствуют и понимают: что-то в их жизни пошло не так. Плюс им родители и все окружающие по сто раз на дню об этом напоминают. И единственный, как иногда кажется, вариант «почетного бегства» из этой ситуации — это бегство в болезнь. В результате появляется «эпидемия» всяких молодежных «депрессий», «тревожных расстройств», «социофобий», «аутических спектров» и всего такого прочего.
Что ж, давайте разбираться дальше.
Но сначала хотела бы поблагодарить вас, уважаемые читатели, за уже присланные мнения и размышления. Я их, разумеется, потом все опубликую в рубрике «Люди пишут письма», но пока хочу сказать, что уже из ваших писем видно очень много важного на тему того, с чем сталкивается современный подросток на пути взросления. Например, с множественностью или даже противоположностью существующих точек зрения, транслируемых значимыми для подростка людьми.
Вот пишет Анна:
«…для того, чтобы у подростков не было проблемы с отсутствием мотивации, надо отправлять их работать, хотя бы на месяц летом, как можно раньше. Причем даже не спрашивать их согласия. Я работала летом, начиная с 12 лет, и как мне кажется сейчас, мне это дало самое ценное — привычку к труду и понимание жизни».*
А вот в тот же день пишет тоже Анна из Москвы:
«Я бы не советовала родителям потакать ребенку в поисках низкоквалифицированной работы в ресторанах быстрого питания, детских садах, магазинах, там жесткая дедовщина и круговая порука. Оказавшись в такой среде, ребенок может возненавидеть весь мир».*
Видите? Мир перестал быть целостным и однообразным, с единым для всех членов общественной группы представлением о том, что такое хорошо и что такое плохо, каким он был во времена традиционных обществ и даже еще в значительной степени в советское время. И от этого все — и дети, и родители, и педагоги — часто теряются. Но вернуть, как было, разумеется, невозможно, эволюция как фарш — назад не проворачивается, и все более-менее образованные люди это понимают. Так что неизбежно придется идти вперед, несмотря ни на какие временные откаты.
Еще три важных фактора, которые влияют на исследуемую нами проблему.
- Первый — это ускорение общественных и научно-технических процессов. Мир вокруг стремительно меняется, и кажется, что я, мы (семья), мой ребенок просто не успеем встроиться, вписаться, запрыгнуть в куда-то (куда?) уходящий поезд. Надо быстрее, сейчас, надо было еще вчера… «Да положи ты этот телефон и займись делом!» Но что это за дело?... Бесконечно учить уроки, заданные тоже тревожащимися за некие показатели учителями? А потом «поступить в какой-нибудь институт»? Но — зачем? В чем смысл или хотя бы радость этого? Единственная мотивация, которая в этом случае приходит в голову ребенку, — «еще пять лет жить на всем готовом, ни о чем не думать и ничего не решать». Но родителей такое, по понятным причинам, вряд ли устроит. Да и сам подросток, впрочем, ценность такой мотивации оценивает вполне адекватно.
- Второй фактор — сниженная общественная ценность обычных и собственно самых важных, устойчивых и дающих чувство удовлетворения дел. Сапожник, слесарь, токарь, строитель, фермер и даже учитель и воспитатель — все это как бы не совсем то, чего хотят современные родители для своих детей. При этом вот что надо отметить — лукавый, иезуитски-подсознательный тип трансляции родителями своей позиции. Практически ни в одной «интеллигентной» семье никто ни разу не скажет ребенку прямо: «Работать продавцом — это не классно. Стать машинистом поезда — это зайти в жизненный тупик». Да никогда! Все профессии важны и так далее (см. «Скотный двор» Джорджа Оруэлла). И поскольку все имеющиеся трансляции нацелены как бы «на подсознание», ребенка даже лишают возможности прямо возразить. И в результате он просто не может не только сказать, но даже и подумать: «А мне нравится профессия дальнобойщика, я ее не раз мысленно примерял на себя, и мне нормально — я люблю одиночество, дороги и большие машины!», «А я хотел бы поработать на современных станках-роботах и ими управлять! Это прикольно!» — все подобные осмысленные радости просто не проходят фильтр, наличие которого в своем мозгу подросток «из хорошей семьи», увы, даже не осознает.
- И наконец, третий фактор: современному обществу, в отличие от практически всех обществ прошлых формаций, потребители нужны больше, чем производители. Производителей избыток, а за потребителя ведется борьба. Поэтому новых подрастающих членов общество с самого начала буквально толкает в ванночки (см. фильм «Матрица») потребления или в профессии, единственным смыслом и содержанием которых является «насильно продавать людям то, что им фактически совершенно не нужно».
Что же делать родителям, чтобы ничего такого для своего любимого ребенка не допустить?
- В первую очередь следует смириться с мыслью, что мы не знаем будущего нашего мира и им не управляем. То есть правильно «подготовить и подстелить соломки» с очень большой долей вероятности просто не получился.
- Дальше следует приложить осознанные усилия к тому, чтобы не устанавливать в мозги детям совсем никаких «фильтров». Не следует ограничивать их возможности в будущем в никому не известном мире и поле применения их способностей — не все из них известны родителям и даже самим детям.
- Если в процессе взросления детей все-таки хочется поговорить про разделение «добра и зла» в их грядущем самоопределении, то можно вспомнить отца психоанализа Зигмунда Фрейда, который в ответ на вопрос: «А что же все-таки такое нормальный человек?» — дал, на мой взгляд, исчерпывающий и близкий к гениальности ответ: «О, это же очень просто! Нормальный человек должен любить и работать». Понимаете? Это, конечно, достаточно грубо, то, что я сейчас скажу, но я все равно скажу. Если у нас есть девушка 28 лет с девятью классами образования, которая выплачивает ипотеку за однушку на окраине, работает продавщицей в «Перекрестке» и любит трех своих кошек, которых она подобрала на улице, то она совершенно нормальный человек, и с ней и с ее жизнью все в абсолютном порядке. И она вполне самостоятельно может еще много чего предпринять (создать семью, получить образование товароведа и сделать карьеру в своем магазине, родить ребенка, взять с улицы еще одну кошку, уйти из торговли и переквалифицироваться в ветеринарного врача и так далее и тому подобное фактически до бесконечности). А если у нас есть молодой человек 28 лет, выпускник физико-математической школы, который всегда подавал надежды, а потом учился в трех институтах и все их бросил, не окончив, потому что там надо было сильно «напрягаться» и «я там ни с кем не смог сойтись по интересам», а теперь самостоятельно по компьютеру в своей комнате изучает Аюрведу, принимает прописанные психоневрологом антидепрессанты и раз в сутки по ночам выходит к семейному холодильнику поесть, то вот с ним «по Фрейду» все абсолютно ненормально, и требуются решительные изменения в его жизни со стороны семьи, потому что сам он, в отличие от девушки, без внешнего давления и изменения внешних обстоятельств, скорее всего, ничего уже предпринять и изменить свою жизнь не сможет.
- Дальше следует регулярно предоставлять своим детям возможности для самостоятельного «взвешивания на весах бытия», то есть всегда, в любом возрасте у детей должно быть время и место, когда вы их ничем не загружаете и даже ничего им не предлагаете. Достаточное время и место, а не сорок пять минут между кружком по информатике и репетитором по английскому. Время и место, когда ребенок регулярно может спокойно, никуда не спеша, осмотреться по сторонам (сторона в современном мире — это, в том числе, и виртуальный мир), потом заглянуть внутрь себя и спросить себя: а кто я такой? Какой я? А чего я хочу прямо сейчас? А завтра? А через год? А вообще — чего я хочу? И что я могу? А потом пойти и сделать это. И потерпеть неудачу. Или получить совсем не то, на что рассчитывал. И никто никуда не будет его торопить и говорить, что есть что-то более важное. Потому что на самом деле ничего более важного для ребенка просто нет. Детство — оно такое время, как раз вот именно для этого и предназначенное.
- Доверяйте своим детям. Хотя бы иногда и понемножку. Они такие же полноценные, как были вы в их возрасте. А возможностей и доступа к информации у них, пожалуй что, и побольше вашего. Вспомните себя, обопритесь, если сможете, на себя тогдашнего, и осмельтесь им довериться — оно того стоит. Тот, кому доверяют, растет и взрослеет быстрее.
Пока так. А в заключительном материале нашего микроцикла, который выйдет в следующий понедельник, будет про то, как действовать семье, если все пошло по худшему сценарию. Ваши соображения и истории мы по-прежнему ждем по адресу: [email protected]. И пишите, пожалуйста, откуда вы — это важно и интересно.
* Приводится в отредактированной версии.