Где были психологи и психиатры? Где были родственники? Как вообще все так вышло? Это традиционные высказывания в обществе, когда случаются трагедии, связанные с острыми психическими состояниями. И, к сожалению, именно эти высказывания показывают, как мало мы знаем о том, что такое психическое расстройство, как оно может развиваться и как следует реагировать родным и близким.

В первую очередь нужно учитывать, что психические заболевания разнообразны и по остроте, и по симптоматике, и по степени опасности для окружающих. Очень часто то, что называется «особенностями человека», — симптомы того или иного нарушения, просто родственники и сам человек не знают, что это повод обратиться к врачу.

Очень часто то, что называется «особенностями человека», — симптомы того или иного нарушения

Есть психические нарушения, более опасные для пациента, чем для окружающих: депрессия, панические атаки, астения. А есть то, что вполне может быть направлено на близких или даже посторонних людей: например, манифестация паранойи или шизофрении, когда человек внезапно начинает видеть вокруг себя вампиров или подозревать соседей в облучении и решать эту «проблему» самыми неожиданными и не всегда доброжелательными способами.

То, что человек дошел до психолога и психиатра, пусть даже самого квалифицированного, совершенно не означает, что он вылечился или что стал безопасен для себя или для других людей. У психиатрии и психологии есть коэффициент полезного действия, то есть уровень эффективности: кому-то лекарства плохо помогают, кто-то пьет их не так, как назначил врач (и здесь самостоятельное повышение дозы ничем не лучше снижения), кто-то бросает пить таблетки, потому что боится «химии». К тому же очень часто люди пытаются решить свои психические проблемы с помощью экспериментов с алкоголем, химическими веществами или разнообразными тренировками, голодовками и медитациями. Результат терапии и лечения в этом случае вполне может оказаться противоположным желаемому.

Чтобы распознать расстройство, нужно обращать внимание на некоторые признаки:

  • Внезапное и резкое изменение поведения. Человек перестает выходить из комнаты, не встречается с друзьями, не может ходить на работу — или же, наоборот, перестает спать, есть, работает по 18 часов в сутки, общается с каждым встречным, посещает сотни мероприятий в месяц.
  • Зацикливание на одной теме — всюду видятся знаки, все собирается на единую ось, кажется, что на человека надели шоры и он не способен видеть ничего, кроме какой-то одной цели.
  • Словесная окрошка — человек плохо реагирует на собеседника и на то, что он говорит, в своей речи скачет с одного на другое, постоянно возвращаясь к какой-то идее, его речь не согласована, он словно ведет спор сам с собой или разговаривает с невидимым собеседником, а не с реальным. Цитаты перемежаются с названиями книг, поговорками, и самому человеку кажется, что он говорит что-то очень важное, но на самом деле речь очень поверхностная и не связанная.
  • Человек даже не говорит и не делает ничего опасного или необычного, но у вас есть сильное чувство тревоги, которое уходит, когда уходит этот человек (и с другими людьми у вас нет такого ощущения).

Что делать?

В России госпитализация и психиатрическая помощь по большей части добровольные и осуществляются по запросу клиента. Поэтому, если вам кажется, что с вашим близким не все в порядке и при этом он не агрессивен и не высказывает каких-то направленных на вас ужасных идей, можно просто предложить ему обратиться к психиатру. При этом желательно заранее запастись контактами хороших специалистов и отправлять адресно.

Люди, страдающие от панических атак, депрессий, имеющие объективные трудности со своей жизнью, во многих ситуациях и сами не против медикаментозной помощи и лечения. Обязательно попросите их уточнить у врача процесс отмены лекарств: к сожалению, люди в депрессии часто бросают пить антидепрессанты, как только им становится легче, это вызывает синдром отмены и ухудшение состояния, а ведь отменять эти лекарства можно только постепенно и очень аккуратно.

Если же вам кажется, что человек может быть опасен для вас и других людей, то имеет смысл поступать более осторожно. Во-первых, если вы живете в одном пространстве, лучше пригласить кого-то пожить с вами или, наоборот, съехать на некоторе время к друзьям или родственникам.

Во-вторых, лучше встречаться с этими людьми в общественных местах: в кафе или в торговом центре найдутся те, кто сможет оказать вам помощь в опасный момент.

Если вам кажется, что ситуация опасна для вас, лучше уйти, чем остаться

В-третьих, в России в кризисных ситуациях (угрозы, агрессивное поведение, попытка отловить и уничтожить вампиров) лучше вызывать не психиатрическую помощь и не скорую, а полицию, потому что на их вызов психиатрическая помощь приезжает быстрее, и — главное — у них друг с другом лучше налажен контакт, так как они часто работают вместе со случаями алкогольной интоксикации или при алкогольном синдроме отмены, когда к пациенту приходит хорошо известная в народе «белочка».

Самое главное — не надейтесь, что оно «пройдет само». Да, почти у каждого человека были пограничные моменты, когда он устраивал истерику, бил посуду, не был уверен, что то, что происходит, реально, а потом «отпускало». Но, к сожалению, «отпускает» далеко не всегда, а дойти до доктора всегда лучше, чем не дойти.

Если вам кажется, что ситуация опасна для вас, лучше уйти, чем остаться. И лучше обидеть близкого человека, а потом извиниться, чем попасть под параноидную манифестацию, когда ваш близкий человек — возможно, пытаясь вас спасти от потопа или ФСБ, — вытащит вас на крышу и выбросится оттуда вместе с вами или вашими детьми.

Сначала «наденьте маску» на себя, а потом на того, кто рядом с вами, как в самолете.