Фото: Ivan Novikov/AFP
Фото: Ivan Novikov/AFP

Критиковать РПЦ и дороги

8 мая к жительнице Барнаула Марии Мотузной пришли с обыском. Первым делом у нее забрали телефон и компьютер, затем отвезли на допрос в полицию, где вынудили подписать признательные показания.

Против Марии возбудили уголовное дело по статье «экстремизм» — она опубликовала на своей странице во «ВКонтакте» несколько демотиваторов. Среди них было фото православного крестного хода, который идет по грязной дороге с лужами, подписанное «Две главные беды России».

Мотузной предоставили государственного адвоката Ирину Сертягину, но, по словам девушки, защитник не пыталась помочь ей, отказывалась отвечать на вопросы и даже не представилась. Зато активно и по-дружески общалась со следователем.

«Я считаю, что из-за так называемого адвоката я и попала в такую тяжелую ситуацию, когда я якобы признала всю вину! Когда никто мне не сказал, что я имею право ничего не подписывать и не давать объяснения! Все ее действия были во благо сотрудников полиции», — рассказала Мотузная. Сейчас ее интересы представляет адвокат международной правозащитной группы «Агора» Алексей Бушмаков, защищавший блогера Руслана Соколовского, осужденного за ловлю покемонов в церкви.

Защищаться от нападок националистов

В эти дни в Абакане обвиняют в экстремизме защитницу хакасской культуры Лидию Баинову. Она опубликовала на своей странице во «ВКонтакте» пост, осуждающий людей, которые притесняют хакасов, а ФСБ посчитала это призывом к насилию против «представителей русского этноса».

Большая часть населения Хакассии — русские. Лишь 12 процентов жителей республики считают себя хакасами, но и они постепенно забывают родной язык и культуру.

Хакаска Лидия Баинова пытается это исправить: она занимается популяризацией хакасского языка, выступает на фестивале национальных культур и призывает русских не унижать хакасов.

«Кому-то посчастливилось не столкнуться с национализмом. Я же за 29 лет жизни в Абакане постоянно с ним сталкиваюсь. Моя мать и отец постоянно натыкались на едкости, типа как так, вроде хакасы, а в центре трешку получили; или хакаска, а одета так хорошо, и так далее», — рассказала Баинова.

За то, что она хотела прекратить дискриминацию по национальному признаку, ей грозит до пяти лет лишения свободы.

Фото: Wu Zhuang/China Nouvelle/SIPA/East News
Фото: Wu Zhuang/China Nouvelle/SIPA/East News

Пытаться привлечь внимание к насилию над детьми

Полгода жизнь Евгении Чудновец была больше похожа на реалити-шоу, чем на жизнь обычной воспитательницы из Курганской области.

Началось все с того, что Евгения сделала репост трехсекундного видео, на котором вожатые детского лагеря издеваются над обнаженным ребенком. Она хотела привлечь внимание к проблеме, а привлекла внимание следователей — в ноябре 2016 года Чудновец дали пять месяцев реального срока за распространение детской порнографии.

Новый 2017 год воспитательница встретила в СИЗО. Во время новогодних каникул ее отправили в карцер за то, что она укрыла ноги одеялом, чтобы не замерзнуть. Получился скандал, Чудновец досрочно выпустили из карцера, а ее делом заинтересовалась Генпрокуратура.

Через месяц Верховный суд, прислушавшись к доводам прокуроров, призвал пересмотреть дело воспитательницы. Уже в начале марта Евгению Чудновец отпустили и, как намекнули в Кремле, это произошло не без помощи Путина.

Сделать репост новости о том, как вас осудили за репост

В 2010 году суд в Москве признал лозунг «Православие или смерть» экстремистским.

В 2012 году депутат Виталий Милонов попросил убрать этот лозунг из списка экстремистских материалов, но к нему не прислушались.

В 2014 году Милонов выложил в интернет свое фото в футболке с надписью «Православие или смерть», а федеральный координатор «Открытой России» Дмитрий Семенов репостнул его на свою страницу во «ВКонтакте».

В 2016 году Семенова оштрафовали на тысячу рублей за распространение экстремистских материалов. Наказания для Милонова не последовало, хотя он и был возмущен тем, что кого-то преследуют из-за его фотографии.

В 2017 году против Семенова возбудили еще одно дело — за то, что он сделал репост новости о том, как его осудили за репост. На этот раз активиста оштрафовали на две тысячи рублей. Наказания для Милонова не было и на этот раз.

Высказывать свое мнение в соцсетях

Семенову повезло — против него возбудили дело не по уголовной статье «экстремизм», а всего лишь по административной «производство и распространение экстремистских материалов».

Электрику Владимиру Егорову из Тверской области повезло меньше — ему дали два года условно за то, что он критиковал местные власти и Путина на своей странице во «ВКонтакте».

19-летнего жителя Саратова Александра Гозенко приговорили к 160 часам исправительных работ за то, что он «унижал человеческое достоинство ватников» в комментариях.

Жительницу республики Алтай приговорили к полутора годам условно за пост со ссылкой на статью, призывающей к отделению Сибири от России.

Медсестру из Красноярского края Оксану Походун осудили на два года условно за картинки, критикующие церковь и власть, которые она опубликовала в закрытом альбоме во «ВКонтакте». Если бы не положительные отзывы с работы, Походун могла бы получить реальный срок.