Top.Mail.Ru

Редакционный материал

Дети, которым ничего не надо. Как с ними быть

Что делать родителям, если ребенок ничего не хочет

11 Март 2019 10:56

Маргарет Изабель Дикси, «Гендель» Иллюстрация: Wikipedia

После публикации истории про Яшу я получила несколько писем-откликов, в которых, как ни странно, поднимался один и тот же вопрос. Вероятно, именно этот аспект затронутой мною проблемы важен для читателей и его стоит рассмотреть подробнее.

Для начала выдержки из писем.

«Хорошая история, но почему обязательно богатые? При чем тут это? У меня дома такой сидит, а семья у нас самая обычная, не голодаем, конечно, но никаких особых излишков. Сыну тринадцать лет, и ничего ему не надо, кроме его гаджета. И одноклассники-друзья его такие же. Я с учителями говорил, а они сами руками разводят. Что их вообще ждет? И где мы лажанулись с воспитанием? Вроде все правильное всегда говорили, и сами работаем всю жизнь. У меня еще младший есть, пять лет, и тоже уже туда же, в ту же сторону тянется, вот я и думаю: чего бы такое сделать, чтобы хоть с ним иначе получилось? Подскажите, если сможете».

«Прочитала на “Снобе” историю мальчика из бедной семьи, попавшего в частную школу, и задумалась: только ли в богатстве и предопределенности будущего дело? Мы же этих “вялых” детей видим каждый день в обычной школе, в обычном классе, и у себя дома, увы. И моя девятилетняя дочь, и ее подруга, которая растет совсем уж в небогатой семье, и их одноклассники — они все равно такие, как те дети в вашем рассказе. И я не могу понять почему. Вроде бы они все понимают, что им придется самим работать, кому-то достанется квартира от бабушек, а кому-то и нет. И мамы-папы не миллионеры, обеспечить поступление куда угодно не смогут, и кормить до пенсии тоже. И все равно. Ведь ничего им не интересно и не нужно... А вот Яше нужно. Только от тяжелых условий существования? Мне кажется, нет. Ну, ладно, Яша — умный мальчик, интеллект которого заставляет его искать себе пищу для дальнейшего развития. Но ведь и другие дети тоже не совсем дураки. А если и дураки, то, на мой взгляд, какие-то рукотворные и самодельные. По собственному желанию. И что с этим делать, я не знаю... Пихать непрерывно, стараться заинтересовать? Так невозможно же всю жизнь пихать-то. И ведь, когда пихаешь, вроде ребенку тоже интересно становится — и задачки решать, и книги читать, и аппликацию вышить, и в английскую обучающую игру поиграть с расследованием убийства. А как только ты отходишь, этот отраженный свет гаснет, а своего не загорается. Вообще. И еще я не понимаю, как можно, когда задача не решается, просто отложить ее или написать что-то наобум, чтоб отвязаться. Как можно не разобраться, почему не получается? Во-первых, это домашнее задание — если в нем не разберешься, завтра на уроке можно не решить аналогичный пример и получить “два”. А во-вторых, просто интересно же! Я прямо заболеть могу от такой неразрешимости :-). А они — нет. Что делать, непонятно».

«…И мне кажется, что совершенно не в богатстве или бедности тут дело. Яша уже был таким и в младшей школе, и разве там, где он раньше учился, все были такие? Конечно нет, потому и учительница его заплакала: вот, есть все-таки в жизни справедливость, повезло тому ребенку, которому надо. У моего старшего сына в классе есть одна такая девочка — она вот сама всего хочет, никто ее не пихает, и учится самостоятельно, умничка такая, и читает много, и в олимпиадах участвует, и в центр ходит, где всякие развивающие занятия. А другие почему нет? Что им мешает? Я думаю, это изначально заложено, и ничего тут не сделаешь. Хотелось бы думать, что оно не так, ведь у меня у самой двое таких, пока маленькие были, я их во всякие кружки пихала, а теперь они все бросили и сидят в социальных сетях, даже во двор не выгонишь, не говоря уж по учебе чего дополнительное прочитать, в магазин там или по дому помочь. Ну это, конечно, я сама виновата, надо было раньше приучать, а я все думала: маленькие, пусть лучше учатся да в кружках занимаются. Развитие и всякое такое. И что теперь?»

«Вялые» дети, которым «ничего не надо». Родители и учителя стараются их увлечь и развлечь, а они не увлекаются и даже не очень развлекаются, а если это все-таки случается, то ненадолго.

Дело не в богатстве родителей? Разумеется, все мои корреспонденты правы, и дело, конечно же, не в нем.

Были ли «вялые» дети всегда, или это фирменная примета нашего времени? Я думаю, что были всегда. Стало ли их больше? Полагаю, что да, плюс они стали заметнее на фоне на порядок увеличившихся общественных и родительских усилий их «увлечь, развлечь и развить».

Были ли всегда врожденные «Яши» с чрезвычайно высоким уровнем мотивации и развитым «хватательным рефлексом» в отношении знаний? Да, были, однозначно. Способствует ли умеренный дефицит ресурсов развитию мотивации к их приобретению? Да, способствует. Приводит ли избыток возможностей, постоянное предложение развлечений и увлечений к истощению желаний (даже у высоко изначально мотивированного ребенка)? Да, приводит.

Так что же мы имеем в данной сфере на сегодняшний день? (Разумеется, это мое личное мнение, ни в коей мере не претендующее на истину в последней инстанции. Было бы интересно, на самом деле, об этом поговорить и услышать мнения, от моего отличающиеся.)

  1. Может быть, впервые в истории многие дети, даже почти взрослые, практически не включены в трудовой процесс в семье. Они не пасут гусей, не помогают с младшими, не имеют хозяйственных обязанностей (даже их собственные комнаты зачастую прибирает мать или домработница), не обязаны сидеть на скучных ритуальных мероприятиях, не усваивают сложнейшую общественную иерархию, не стоят манекенами на длинных примерках нарядов, не упражняются часами с иголкой, шпагой или мечом (последние пункты — непременные обязанности знатных детей из прошлого). Единственная их обязанность — учиться в школе. Но и она в последнее время подается так, что учиться «должно быть интересно и увлекательно». А «увлечь» деток должен кто-то другой, и если он этого почему-то не делает, то детки имеют право зевать и отворачиваться. А еще лучше — включить свой гаджет и погрузиться в увлекательный и мелькающий «новый мир»,  созданный (вот тут уже безо всяких кавычек) специально для них.
  2. Современный мир поощряет и развивает дефицит внимания, даже у тех детей, у которых его на самом деле нет. Чтобы посмотреть больше картинок и роликов, написать больше комментариев и поставить и получить больше лайков, надо научиться «не зависать» ни на какой теме. Нашему миру избыточного потребления важны мелькание и динамика, потому что как следует сконцентрировавшийся на чем-то важном для него человек непременно пропустит и, значит, не купит все то, что для него произвели сегодня и произведут завтра.
  3. У современных родителей высокая базовая тревожность, так как, в отличие от родителей прошлого, они не могут даже предположить, как будет выглядеть тот мир. Что им там, в этом их мире, понадобится? Я не знаю. И поэтому пихаю в ребенка все, что под руку подворачивается. Вот хорошая гимназия. Там каждый день по восемь уроков, много интересных предметов, отличные учителя, которые стремятся заинтересовать ребенка каждый своим предметом, и они задают много интересных и развивающих заданий, которые требуют самостоятельного мышления и самостоятельной работы. И если делать их все, то на уроки каждый день будет уходить пять-шесть часов. Дети от такой явной избыточности, разумеется,  уворачиваются и бегут — кто в апатию, кто в депрессию, кто в интернет.

Что же со всем этим делать?

Во-первых, родителям следует отчетливо осознавать, что именно вокруг происходит. Мы не можем поменять мир, в котором нам выпало жить, но очень полезно представлять себе (и учить этому своих детей), как тут все устроено.

Во-вторых, есть смысл создавать для детей посильные разумные обязанности и дефициты. Их мир не должен быть сплошным развлечением, удовлетворением их потребностей и «сделайте мне интересно», но и шесть часов в день на уроки — это не норма, а следствие тревожности родителей и учителей.

В-третьих, не боритесь с интернетом. Вы все равно проиграете. Разберитесь, как там все устроено, постройте концепцию (вы, может, и не умнее своих детей, но у вас есть опыт!) конструктивного пользования, придумайте интересные идеи, поделитесь ими с детьми или вместе с ними реализуйте.

У вас все получится. Даже если ваш ребенок совсем не «Яша» из предыдущей истории, у него наверняка есть и достаточно любопытства к миру, и настойчивости в достижении важных для него целей. Если, конечно, их попусту не истощить бессмысленным избытком всего и вся. И богатство тут, конечно, совершенно ни при чем.

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
3 комментария
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Вот отклики на историю и этот материал, которые пришли на почту. В них на мой взгляд много важного и интересного.

Здравствуйте, Катерина Вадимовна!

По поводу детей, которые ничего не хотят.
Не совсем согласна с названными Вами причинами. 
В частности, с тем, что  "многие дети, даже почти взрослые, практически не включены в трудовой процесс в семье". То есть это-то безусловно верно, но вот 30-40 лет назад это все уже было. Лично я практически никаких серьезных обязанностей (кроме учебы) и не имела. Иногда в магазин сходить (на даче это было, скорее, приключением) или комнату свою убрать (с большим сопротивлением, надо сказать) - но это дети и сейчас в большинстве своем делают. Вот еще моя подруга, которую родители "сильно угнетали", должна была сама себе подворотнички по воскресеньям пришивать или обувь кремом чистить - но это, пожалуй, и вся та черная эксплуатация, с которой мы сталкивались. Да, мои друзья из деревни должны были в каникулы на огороде помогать - но они-то как раз и учились хуже, чем мы, городские, и меньше чем-то интересовались. 
Шить, вязать, вышивать? Да, мы это делали и умели, но это было не обязанностью, а, скорее, честью - например, получить право крутить бабушкину швейную машинку. Или уговорить тетю показать, как набираются петли на спицах. Нам это преподносили, конечно, под соусом, "в жизни может пригодиться", но отказаться всегда было можно. Нам самим было это интересно! Может, потому что нечего было по телевизору смотреть?...
Что касается пичканья детей всевозможными видами активности, начиная от развивалок в грудном возрасте, и до репетиторов с целью подготовки к ЕГЭ, то тут тоже я наблюдаю очень разнородную картину - кого-то действительно таскают повсюду. Например, у нас на фехтовании я часто испытываю комплексы неполноценности из-за того, что мой ребенок не ходит в музыкальную школу, к репетитору по английскому и не готовится заранее к конкурсу в пятый класс "хорошей" школы. Есть такие дети, как моя, у которых один, максимум два кружка. Есть такие, которые вообще никуда не ходят. А результат-то один! Такое впечатление, что у детей выключен исследовательский инстинкт - или очень сильно снижен. Но это же патология. Я помню, что этот инстинкт - один из критериев здоровья животного, особенно детеныша...
Виновата тревожность родителей? Да, наверное, окрики типа "Вася, не лезь на горку, упадешь" или "Маша, не гладь кошку, заболеешь"? - могут отбить желание куда-то лезть. Но я опять же вижу сходные результаты при очень разных подходах родителей - от патологической гиперопеки до полного пофигизма. 
Может, эпидемия какая-то? Это не совсем шутка...

Ой, и еще забыла про френдов, ролики и лайки - это у старших детей. Например, у нас (9 лет) это пока не проблема вообще. А интерес-то к познанию нового все равно отсутствует...

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Хотел бы поделиться своим взглядом на вопросы вокруг "Яши" - разумеется, совершенно отличным от рассмотренных в последней статье, поскольку я бездетен и смотрю с противоположной стороны - как преподаватель/кружковод.

 
Прежде всего, меня удивляет поведение "учителя". Такое впечатление, что она всерьез считает Яшу причастным к тому, что "почти у всех его одноклассников нет никакой мотивации к учебе". Но ведь оно работает ровно наоборот! (Кстати, я не вполне понимаю, почему - вполне логично было бы ребенку лениться потому, что "у Яши все равно получится лучше", и не лениться в отсутствие Яши. Только ни разу такого не наблюдал...) Опыт показывает, что ничего лучшего, чем добавить "Яшу", чтобы мотивировать группу детей (да и студентов ВУЗа) учиться - не придумать. Что-то мне подсказывает, что английские частные школы берут отдельных одаренных детей из бедных семей вовсе не просто так, и не "из благотворительности" - а именно из этого прагматического расчета, на то, что он(а) своим рвением, на своих ошибках, успехах и неудачах упростит (да-да, упростит!) процесс обучения тех, за кого им "плочено". Потому, мое достаточно уверенное предсказание - уход Яши не только не улучшит, а заметно ухудшит ситуацию в их гимназии...
 
Как раз что лучше для Яши - остаться и служить "вечным мотиватором" для всего своего окружения без всякой отдачи, или уйти в пусть и безденежную, но сильно мотивированную группу таких же как он - мне не вполне ясно. Гуманитарное образование вообще, тем более в его российском варианте, мне незнакомо, и потому никакой конкретики написать не могу (а в знакомой мне технической области советовал бы переходить...)
 
Что касается "вялых" детей - то здесь я вижу больше проблем со стороны общества, чем со стороны детей. Список "престижных" профессий, связанных с передаваемыми системой образования знаний (программист, например), на самом деле, очень узок, подавляющее большинство их действительно требует очень специфического строения личности. Бизнесмены или чиновники, скажем, вообще не нуждаются хоть в каких-либо передаваемых в образовании знаниях - совсем другое там нужно. Плюс, есть огромная "скрытая безработица", выражающаяся, в том числе, в затянутом на 14-16 лет образовании (в таком объеме необходимое, равно как доступное для понимания, по максимуму 5% населения).
 
Другая формулировка: упражняясь по несколько часов со шпагой или мечом, подавляющее большинство детей можно научить ими владеть (по словам тех, кому я доверяю, на уровне 1го взрослого разряда). Упражняясь по несколько часов в интеллектуальной сфере - аналогичного факта и близко нет. Любопытно, что дети это понимают - и в спортивной секции, в среднем, заметно дольше не оставляют попыток что-то сделать, чем на уроке. Поэтому, произошедшая "замена" одних обязанностей детей другими - совсем не "эквивалентна".
 
А вот с чем я категорически не согласен - так это с "отличные учителя, которые ... задают много интересных и развивающих заданий, которые требуют самостоятельного мышления и самостоятельной работы". Попробуйте себе только представить - 20 детей, которые САМОСТОЯТЕЛЬНО сделали мало-мальски содержательную работу. При имеющемся у них доступе к информации они при этом воспользуются СОТНЯМИ РАЗНЫХ статей, заметок и т.п., подавляющее большинство которых мне как преподавателю неизвестно. Разумеется, половину они не поймут, переврут, где-то они воспользуются изначально ложной информацией и т.д. и т.п. Сколько часов (вернее, ДЕСЯТКОВ ЧАСОВ) потребуется мне для проверки? (А физика/математика это еще простой случай, в истории проверять несопоставимо сложнее...) Уверяю Вас, школьный учитель НИКОГДА на это не пойдет (преподаватель кружка типа меня - иногда, и то зная, что 20 разных решений я не получу...)
 
Просто для справки - проверка Экспериментального тура Санкт-Петербургской олимпиады по физике (16 чел 10 кл, 5 чел 11 кл, в каждом классе 2 задачи, дети писали 5 ч) потребовало 4 человек и 5.5 ч работы каждого (а еще задачи придумывали, а еще готовили оборудование, и т.д. и т.п.) (Уверяю Вас, что мы, 4 проверявших - те, кто это умеет, и другой состав либо не сделал бы быстрее, либо сделал бы откровенно плохо).
 
Т.е., "на уроки каждый день будет уходить пять-шесть часов" - я запросто верю, но "самостоятельного мышления и самостоятельной работы" они не только не требуют - они не желают их увидеть. Такое количество задания дается, во-первых, чтобы не прослыть "нетребовательным учителем" перед своими коллегами, во-вторых, чтобы на претензии родителей всегда иметь возможность сказать "но ваш-то ребенок не делает домашних заданий, так что не моя вина в том, что он/она ..."
 
"Дети от такой явной избыточности, разумеется,  уворачиваются и бегут" - и правильно делают. Проблема в том, что часто они не знают, куда бежать...
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

А это уже я сама, Катерина Мурашова, пишу:

проблема «потери мотивации к учебе” безусловно существует. С ней ко мне чуть ли не каждый день приходят. Причины этого явления наверное - сочетанные, как говорят врачи. Детей с усложнением мира загружают все больше, а они все меньше хотят. Тревожность и у учителей и у родителей - системе образования явно предстоит в ближайшее время как-то серьезно измениться. Переходный период...

Я думаю, в этот период еще важно не делать чрезмерно серьезное лицо...;)

Хотите это обсудить?

Войти Зарегистрироваться

Читайте также

История мальчика из бедной семьи, попавшего в частную школу
Ваш ребенок ходит в «правильную» школу, занимается в тысяче кружков, изучает китайский, но все равно не знает, чем будет заниматься в будущем? Психолог Катерина Мурашова объясняет, почему вам не стоит паниковать в этой ситуации

Новости партнеров

Детский психолог Катерина Мурашова объясняет, почему некоторые дети постоянно болеют, и рассказывает, как этого избежать