Создатель новой российской вакцины от гриппа Антон Катлинский: Мы сделали прививки Сергею Чемезову и Веронике Скворцовой
Ɔ. Ваша компания «Нацимбио» выпустила на рынок новую вакцину от гриппа. В чем ее отличие от препарата предыдущего поколения?
Если говорить просто, то чем больше в вакцине типов — штаммов вируса, тем выше уровень защиты. Значит, четырехвалентная вакцина, такая как «Ультрикс Квадри», лучше, чем трехвалентная. На горизонте 10–15 лет вирусный состав меняется полностью, поэтому каждый год Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выбирает, против каких типов и подтипов штаммов формировать ответ в этом сезоне. В «Ультрикс Квадри» входит по два штамма вирусов А и В. Среди вирусов типа А есть H1N1, за которым особенно внимательно следит ВОЗ. В 1920-е годы он стал причиной возникновения глобальной эпидемии, получившей название «испанка» (ее жертвами стали от 40 до 100 миллионов человек по всему миру. — Прим. ред.). Увеличенный набор вирусов в составе вакцины работает и против так называемой «второй волны» заболеваний. Она приходит весной, когда организм ослаблен после долгой зимы.
Не менее важная вещь, чем штаммовый состав вакцины, — технология ее производства. В конце 70-х и начале 80-х все было просто: вирус убивали, чуть-чуть чистили и на его основе создавали так называемую цельновирионную вакцину. Сегодня мы — ученые — понимаем, что целый вирус нам не нужен, достаточно нескольких белков, на которые формируется иммунный ответ. Все остальное — балласт. То есть мы сначала разматываем этот вирус, как клубок, а затем сматываем снова, убрав все лишнее. Организм при этом продолжает воспринимать эту конструкцию как настоящий вирус. Так получается вакцина четвертого поколения.
Ɔ. Французская компания-производитель вакцины «Ваксигрип» предупредила, что поставки в Россию в этом году задерживаются, поскольку ВОЗ представила свои рекомендации по штаммам на месяц позже, чем обычно. С чем связано это промедление и будут ли проблемы с производством российских препаратов?
Эксперты ВОЗ долго договаривались, какой штамм типа А нужно включать в вакцины. Поэтому и сроки вакцинации в этом году для всего мира сдвинулись почти на месяц. Не думаю, что в России будут какие-либо проблемы с поставками препаратов. У нас достаточно много предприятий, мощности которых хватит, чтобы компенсировать эту задержку ВОЗ. Потребности России в вакцинах оцениваются в 75–80 миллионов доз ежегодно. Дефицита не будет, мы можем производить вакцину с запасом.
Ɔ. В середине сентября Ростех поставил первую партию вакцин для Минздрава — 30 миллионов доз. Что это за препараты?
Это трехвалентные «Совигрипп» и «Ультрикс», которые производят разные предприятия «Нацимбио» и партнеров. Минздрав в этом году планирует закупить «Ультрикс Квадри» для пациентов в возрасте от 18 до 60 лет.
Ɔ. То есть «Ультрикс квадри» предназначен только для совершеннолетних?
Нет. Просто пока у нас есть разрешение на вакцинацию взрослых до 60 лет, но мы планируем расширить контингент и ведем клинические исследования для применения у детей и пожилых. После получения соответствующей регистрации прививать нашей вакциной можно будет детей от шести месяцев, беременных и людей старшего поколения — тех, кому больше 60 лет. Минздрав планирует, что полностью на прививки с четырьмя штаммами Россия перейдет к 2023 году. Все без спешки и по порядку.
Ɔ. Какие у «Ультрикс Квадри» противопоказания?
Самые обычные. Нельзя вакцинироваться при наличии высокой температуры и обострении хронических заболеваний, например, сердечно-сосудистых или диабете. «Квадри» можно применять тем, у кого есть аллергия, в том числе на куриный белок. Технология доведена до такого уровня, что содержание куриного белка в вакцине практически невозможно обнаружить. У меня как раз такая аллергия, но я делаю себе прививку без проблем.
Ɔ. Кто еще успел привиться? Глава Ростеха Сергей Чемезов сделал себе прививку?
Да, как и весь центральный аппарат Ростеха. Плюс сотрудники «Нацимбио». Также новым препаратом уже привилась министр здравоохранения Вероника Скворцова и участники Восточного экономического форума. Пока мы с вами говорим, на наше предприятие ФОРТ, где производится «Ультрикс Квадри» (входит в Marathon Group и «Нацимбио» Ростеха. — Прим. ред.), приехал губернатор Рязанской области Николай Любимов и весь состав регионального правительства. Они тоже сделали прививки.
Ɔ. «Ультрикс Квадри» сопоставим по качеству и эффективности со своими иностранными четырехвалентными аналогами?
Наш препарат полностью соответствует рекомендациям ВОЗ. Это вакцина без адъювантов (вещества, используемые для усиления иммунного ответа. — Прим. ред.), консервантов и с содержанием на один штамм вируса не менее 15 микрограмм антигена. «Ультрикс» (трехвалентная вакцина предыдущего поколения. — Прим. ред.) и «Ультрикс Квадри» этим характеристикам полностью соответствуют. Недавно в ВОЗ посоветовали для вакцинирования пожилых людей увеличить дозу до 20 и даже 30 микрограмм. Нет никакой разницы между нашими вакцинами и, например, препаратами от наших западных коллег (речь идет о французской «Санофи» — компании, производящей вакцину «Ваксигрип». — Прим. ред.).
Ɔ. Наши разработки дешевле?
Мы сконцентрированы на производстве для российских нужд, все наши предприятия находятся в России. Мы используем только отечественное сырье. Например, куриные эмбрионы (в лабораториях их используют для выделения вируса и поддержания его в активном состоянии. — Прим. ред.) у нас стоят в районе 10 рублей, а в Европе в два-три раза дороже. Кроме того, в России дешевле электричество и газ, которые необходимы для производства. В том числе из этих статей расходов и складывается итоговая стоимость препарата.
Ɔ. Дешевизна наверняка не единственная причина, почему государству выгодно создавать и поддерживать производство отечественных вакцин?
Ответ прост: специалисты ВОЗ оценивают глобальную потребность в вакцинации в 2,5 миллиарда доз в год, при примерно семи миллиардах населения Земли. Такое количество вакцин нужно, чтобы не возникла новая «испанка». При этом совокупная мощность всех предприятий, производящих необходимые препараты, всего 700 миллионов доз, то есть в четыре раза меньше потребности. В последние десятилетия человечество уже сталкивалось со вспышками птичьего гриппа и атипичной пневмонии. Истерия была на весь мир. Специалисты не понимали, что делать дальше, в какой части света может выстрелить эта биологическая бомба. Слава богу, обошлось без огромного количества жертв. А если бы все пошло по другому, худшему сценарию? Страна, у которой нет своего производства, стояла бы в очереди и умоляла выделить ей хоть сколько-нибудь доз. Россия не может попасть в зависимость от Франции, Бельгии, Голландии или США, чтобы какие-то чужие дяди решали, дать нам вакцины или нет.
Кроме того, наша страна уникальна, она находится и в Европе, и в Азии, через ее территорию идут миграционные пути перелетных птиц и животных. Мы — ворота и одновременно барьер для всех инфекций. Поэтому ВОЗ возлагает на Россию особые обязательства по содержанию лабораторий, мониторингу и обмену данными. Мы отвечаем не только за себя, но и за страны СНГ и всего постсоветского пространства. Наша задача — сохранять эпидемиологическую стабильность в этой части Евразии.
Ɔ. В России растет процент вакцинации? Судя по результатам опросов, доверия к прививкам по-прежнему мало.
По основным заболеваниям, таким как корь, краснуха, паротит, гепатит B, коклюш, дифтерия и столбняк, уже давно почти стопроцентный охват. По гриппу в последние годы мы достигли почти 50 процентов охвата. Такой уровень вакцинации населения защищает нас от всяких неожиданностей и эпидемий, которые случались в России раньше. Например, в середине 90-х у нас была вспышка дифтерии, тогда заболело больше 40 тысяч человек. Я до той ситуации про эту болезнь у Чехова читал, ни одного больного не видел, хотя учился в медицинском институте. А тут сразу десятки тысяч человек, со всей клинической картиной. Все почему? Есть железное правило: снижается уровень вакцинации — повышается уровень заболеваемости.
Ɔ. Как вы относитесь к антипрививочникам?
Я всегда привожу в пример черную оспу — заболевание, которое удалось победить полностью только благодаря массовой вакцинации. Второе заболевание, которое благодаря ВОЗ вскоре исчезнет совсем, — это полиомиелит. Ученые всего мира соглашаются с тем, что в будущем самым эффективным способом борьбы с онкологией также станет профилактическая и терапевтическая вакцинация.
Люди часто говорят: «Послушайте, ну что за заболевание такое — грипп? Подумаешь, температура, три-четыре дня попринимал аспиринчик, полежал дома, чай с малиной попил и пошел на работу». Простой встречный вопрос: вы что предпочитаете — заболеть и вылечиться или не заболеть вообще? Любой нормальный человек скажет: «Вообще не заболеть». Тогда бегом на вакцинацию. Сегодня это простейшая и абсолютно безболезненная процедура: вы даже не почувствуете укола, настолько уже тонкие иглы. Прививку делают профессиональные медработники, они измеряют вам температуру, контролируют ваше состояние. Вы потратите 15 минут своей жизни для того, чтобы получить высокий уровень защиты от тяжелого и крайне опасного заболевания. А «антипрививочники» будут всегда. Были же люди, которые боялись и поэтому громили паровые машины. Так и здесь: небольшая группа людей выступает против достижений прогресса.
Беседовал Никита Павлюк-Павлюченко