Мастера без мастерских. Кто отбирает у художников квадратные метры
Неучтенные помещения
Союз художников был создан в 1932 году — когда власть решила бороться с независимыми творческими объединениями и вместо разрозненных союзов создать один, подконтрольный государству. Тогда же из Художественного фонда РСФСР под мастерские для художников стали выделять сотни квадратных метров в разных районах Москвы — по образу и подобию Франции в середине XVII–XIX веков, когда королевская Академия отбирала, по ее мнению, лучших художников и предоставляла им помещения и «условия».
В 1950-е годы специально для МССХ (тогда — Московский союз советских художников) даже проектировали некоторые из строящихся пятиэтажек — например, на улице Народного ополчения. Согласно таким планировкам, на первых или последних этажах зданий должны находиться помещения площадью 30–50 квадратных метров, которые можно использовать как мастерские. Основной конфликт сейчас якобы разворачивается вокруг этого актива — дома попали под программу реновации и было объявлено, что более 700 художников останутся без помещений. Однако детальное выяснение обстоятельств прямо указывает, что конфликт в меньшей степени связан с ветхими помещениями, в части которых даже нельзя зажечь свет, не рискуя спалить весь дом, а с общим хаосом в структуре МСХ.
Сейчас МСХ объединяет более 10 выставочных залов и более шести тысяч художников в Москве. А вот точное количество мастерских подсчитать не могут ни в департаменте имущества, ни в самом МСХ. Официальный запрос проекта «Сноб» в департамент остался без ответа. Глава юридического отдела МСХ Василий Цветков в разговоре со «Снобом» сообщил, что в ведении организации находится около 1200 мастерских. В прессе, тем временем, циркулируют разные цифры: Московский комсомолец сейчас говорит о двух с лишним тысячах мастерских (в 2003 году их было 3500), «Коммерсантъ» — о 1200 студиях, а основной сайт МСХ указывает, что арендует у Москвы лишь 76 помещений, основная часть которых находится в центральном округе Москвы (49 ателье художников расположены на Покровке, Сретенском бульваре, Большой Ордынке, Патриарших прудах, Николоямском переулке и других).
Единственное число, в отношении которого есть единодушие во всех средствах массовой информации, а также именно его называют участники конфликта в МСХ, — 700 художников, которые могут пострадать.
О какой недвижимости идет речь и где 700 художников
История чехарды с мастерскими началась в 2000 году, когда правительство Москвы выпустило постановление номер 262, которое поменяло структуру собственности: владельцем помещений отныне являлся Департамент имущества города Москвы, арендатором — МСХ, художники которого — субарендаторы. Причем ответственность о содержании помещений вменялась именно художникам. В этом же документе говорилось, что союзу полагается равноценная замена, если мастерские изымут. Постановление правительства утратило свою силу 10 сентября 2014 года, так что теперь МСХ не может получить новые помещения вместо утраченных. Да и остальные пункты тоже остались висящими в воздухе. Немаловажным фактом является и то, что к постановлению правительства Москвы от 2000 года не было приложено ни единого файла с перечнем помещений и их состояний — ни адресов, ни количества квадратных метров, ни технических параметров.
В феврале 2010 года городом была предпринята еще одна попытка регламентировать отношения с МСХ — заключение нового договора о безвозмездном пользовании помещений. Тогда же впервые появился список мастерских — те самые 76 студий. Договор состоял из шести пунктов, из них четыре были посвящены условиям работы с РОО «МСХ»: от организации требовали в месячный срок предоставить все пакеты документов на помещения, в случае невыполнения договор считался расторгнутым.
Однако стоит понимать, что в ведении МСХ есть не только городские помещения. Другая часть актива, как указывал The Art News Paper в 2013 году, — это собственность союза. Речь о «кооперативных мастерских, которые строились под эгидой МСХ, и тех помещениях, которые переводились когда-то в ведение союза». Участь их похожа на госсобственность — не учтены, не описаны, правила пользования помещениями не опубликованы даже для членов союза.
Остается вопрос, где те самые 700 художников, которые могут остаться без мастерских, и почему ни один из них не написал открытое письмо.
Что говорят художники
Каждый месяц МСХ собирает с художников деньги за коммунальные платежи с мастерских — около 10 тысяч рублей, рассказала «Снобу» одна из членов союза, попросившая остаться анонимной, поскольку опасается проблем с руководством. При этом администрация отказывается показывать ей договор на мастерскую, заключенный с департаментом имущества. Художники также не могут получить список помещений, попавших под реновацию, и связывают это тем, что в МСХ «не все в порядке с документацией».
Ее слова подтвердил и член правления МСХ Петр Баранов. «Администрация союза категорически не хочет работать с городом и властью. По вопросу с реновацией существенно вообще ничего не решается. Одна из важнейших проблем замалчивается на всех правлениях и совещаниях, сами художники на них просто не допускаются, им не дают высказаться на эту тему. Художникам, которые попадают под реновацию, даже не дают объединиться, ввиду того, что все списки и контакты хранятся под большим секретом», — объяснил он.
Член секции монументально-декоративного искусства МСХ и преподаватель МГУ имени Ломоносова Александр Бурганов в разговоре со «Снобом» посчитал, что проблема союза в том, что с 1980-х годов он практически не реформировался. Ситуацию с реновацией, под которую попала и мастерская его жены Марии Бургановой-Ялтанской, Бурганов называет «массовым призывом к суициду»: многим художникам будет тяжело пережить потерю помещений. По словам скульптора Ингрид Струензее, один из членов МСХ, мастерская которого попала под реновацию, заявил, что если ему не дадут никакой замены, то он выйдет на улицу и сожжет себя вместе с холстами, которые ему некуда девать. «В МСХ так этого испугались, что выдали ему мастерскую в несносимом доме. Когда отнималидом скульпторов в центре Москвы, немало работавших там людей умерли от сердечных приступов, от переживаний (скульпторы тогда объявляли голодовку). Это совсем не шутки», — рассказала Струензее «Снобу».
Художник Игорь Евсиков работает в мастерской на улице Народного ополчения вместе со своей дочерью Екатериной, там же хранится большая часть его наследия — Евсиков «владеет» этим помещением с 1987 года. По словам художницы, есть три варианта развития событий после сноса дома. По первому, все накопленные в мастерской материалы могут отправить на арендованный склад, а сами художники будут работать из дома. В другом случае — Евсиковы могут арендовать помещение под саму мастерскую, но по деньгам это будет сложно потянуть. Последнее, на что надеются художники — все-таки получить квадратные метры взамен утраченных.
Что решает МСХ
В разговоре со «Снобом» член правления МСХ Петр Баранов рассказал, что московский департамент имущества еще весной этого года просил от руководства союза полный список мастерских, попавших под реновацию, с именами работающих там художников. МСХ не ответил на этот запрос, потому что «не знал, какие именно дома собираются снести» (хотя перечень домов, которые утверждены в проекте «Реновация», был объявлен и опубликован два года назад — в августе 2017 года), и не хотел «подставлять» художников.
Позднее союз отправил несколько писем в департамент с просьбой предоставить равноценную замену помещениям. В ведомстве ответили, что вопрос о предоставлении новых мастерских смогут рассмотреть лишь после определения «доли Москвы в объектах нового строительства».
Баранов считает, что московское правительство хочет поддержать союз, но решение проблемы тормозит само руководство МСХ. «Город готов осуществить замену попавших под реновацию мастерских на новые, но с нашей стороны для этого требуется подготовить объемный пакет документов. На сегодня юридические дела в нашей организации в полном беспорядке, есть фактор противодействия со стороны пожилых сотрудников в руководстве, которые привыкли к нынешнему положению дел и не хотят ничего менять», — рассказал он «Снобу».
Несмотря на все усилия со стороны художников — рабочая мастерская не может достаться каждому из них. Обычно помещения получают те члены творческих объединений, которые смогли доказать свою лояльность руководству МСХ, отмечают сами художники. Такой подход выглядит как пережиток советского прошлого, где человек всю жизнь стоит в очереди за воображаемой собственностью, а получает ее в итоге более изворотливый в партийных кругах сосед. При этой системе ранжирования многие художники и до реновации не имели собственных мастерских. Сегодня речь идет о внушительном списке собственности, большая часть которой находится в центре города — это 76 помещений в Москве, которыми нужно уметь управлять, а также вести отчетность за их эксплуатацию.
Что будет дальше
29 октября собирается правление союза, на котором будут поставлены вопросы о равнодушии действующего руководства МСХ к проблемам с документами. Эту информацию подтвердили «Снобу» и Баранов, и Бурганов. Художники также недовольны тем, что по их мнению председатель правления союза занимается «кумовством» — союзом руководят люди, которых он мог сам назначить. На собрании собираются спросить и о сторонней экономической деятельности МСХ.
Подготовили Евгений Грачев и Мария Володина