Что произошло:

23 января во время митингов в поддержку арестованного политика Алексея Навального петербургское издание «Фонтанка» опубликовало видео, как женщина пытается спросить полицейских, зачем они задержали протестующего на площади Восстания. Один из силовиков отвечает ей ударом ногой в живот, из-за чего женщина падает и ударяется головой об асфальт.

Внимание! На видео присутствуют сцены насилия

Пострадавшую, которой оказалась 54-летняя Юдина, госпитализировали. После публикации видео Главное управление МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также прокуратура города начали проверки. Утром 24 января глава пресс-службы петербургской полиции Вячеслав Степченко рассказал, что личность полицейского, ударившего женщину, за ночь установить не смогли.

В свою очередь информация о состоянии Юдиной на следующий день после инцидента была противоречивой. Baza сообщала, что у женщины диагностировали сотрясение головного мозга, закрытую черепно-мозговую травму и гематому затылка, а также что за ночь пострадавшей стало хуже. В самом НИИ скорой помощи имени Джанелидзе подтвердили тяжелое состояние Юдиной, хотя директор больницы Вадим Мануковский заявил изданию «Подъем», что женщина «чувствует себя великолепно», а травма у нее легкая (позже он отрицал, что говорил такое). При этом состояние пострадавшей к вечеру настолько улучшилось, что ее стали готовить к выписке.

В больнице Юдину успел посетить начальник Управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти Петербурга Сергей Музыка. Он извинился перед ней от имени ведомства. Затем цветы женщине принес ударивший ее полицейский, личность которого до сих пор не раскрыли.

«Извините, меня за пять минут до этого залили газом, у меня запотело забрало, я не видел, что происходит. <...> Я вам клянусь, для меня эта ситуация шоковая. Когда я узнал, что произошло, для меня это личная трагедия была», — заявил сотрудник полиции на видеозаписи встречи, которое распространили СМИ. В ответ Юдина попросила его не переживать и сказала: «Ладно, ничего страшного. С Богом».

При этом журналисты отметили, что на видео инцидента забрало шлема у силовика было поднято. Это подтверждает и второй ролик, записанный с другого ракурса.

Телевизионный сюжет о выписке Юдиной из больницы появился вечером 24 января. В начале двухминутного ролика один из врачей НИИ скорой помощи имени Джанелидзе говорит, что состояние пациентки стабильное и она сама решила выписаться. Юдина сказала, что все еще чувствует себя плохо, но попросила перевода в Лужский стационар, чтобы быть ближе к дому и троим детям.

«Обидчика я простила, потому что понимаю, что молодежь наша в трудном положении. И вот это противостояние, которое… Оно искусственное. Я не держу зла. Я православный человек, и всех прощаю», — заявила Юдина.

В конце репортажа женщина покидает больницу. До машины Главного управления МВД по Петербургу ее с цветами провожают врачи и сотрудница полиции. При этом сажая Юдину в автомобиль, правоохранительница благодарит доктора, на что получает ответ: «Звоните, обращайтесь». Бывшей пациентке медик говорит: «Не болейте больше!»

Уже 25 января женщина рассказала изданию 47news, что простить силовика ее просили. «За него целый день просили. Из реанимации меня в палату перевели, чтобы полковник мог прийти и женщина с ним, Вера Юрьевна. Уговаривали простить, он, говорят, самый лучший. Но тут же дело не в моем прощении, мог любой на моем месте оказаться. Это же не личный наш с ним конфликт. Потом корреспондента 78 канала запустили, я растерялась. Вообще, я человек мягкий — простила. А теперь вот думаю, надо было мне сказать: когда всех политзаключенных выпустите и Алексея Навального тоже, тогда и прощу», — заявила после выписки Юдина.

Фото: Anatoly Maltsev/EPA-EFE

Что теперь будет с полицейским:

Несмотря на то, что сама пострадавшая полицейского простила, стало известно о нескольких требованиях привлечь его к уголовной ответственности за необоснованное применение силы.

Глава комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн направил запросы об этом в Следственный комитет (СК) и Генеральную прокуратуру России. «Цветы и последующие извинения — это, конечно, хорошо, только требования закона они не отменяют!» — написал парламентарий в твиттере.

Извинений за случившееся недостаточно, считает глава фракции «‎Яблоко» в Заксобрании Петербурга Борис Вишневский, который в свою очередь обратился к главе регионального управления СК Александру Клаусу. Он потребовал возбудить дело о превышении должностных полномочий с применением насилия. По этой статье максимальное наказание — до 10 лет лишения свободы.

В беседе со «Снобом» Вишневский заявил, что чрезвычайно важно не дать «замять» это дело, а также выразил уверенность, что силовикам гарантируют безнаказанность в подобных случаях. «Я совершенно уверен, что сотрудникам силовых структур дают эти гарантии — выполняйте приказ, бейте мирных граждан, вам ничего не будет, мы вас отмажем. Как только они [силовики] поймут, что их отмазывать уже невозможно, что они будут нести за это наказание, совершенно иначе начнут себя вести на тех же акциях протеста и 20 раз думать, а надо ли применять насилие к мирным гражданам и выполнять преступные приказы», — сказал депутат.

Ведомства на обращения политиков пока не ответили.

Юрист «Апологии протеста» Алексей Бушмаков в разговоре со «Снобом» напомнил, что произошедшее относится к преступлениям публичного обвинения, а значит СК может возбудить уголовное дело без заявления Юдиной, ссылаясь на публикации в СМИ. При этом прощение потерпевшей может быть лишь смягчающим обстоятельством, объяснил он. Бушмаков также предположил, что случившееся можно расценивать как превышение должностных полномочий, дела такого рода регулируются статьями 285 и 286 Уголовного кодекса РФ.

«Была информация о том, что забрало запотело или забрызгано, но это не оправдание: зачем тогда махать ногами, если не видишь, кто идет. Раз полицейский отдавал себе отчет в том, что делает, а женщина оказалась в больнице, значит это и 112 статья УК РФ — умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести», — отметил юрист.

Подготовили Ольга Морозова, Асхад Бзегежев и Кристина Боровикова

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Общество». Присоединяйтесь