В нашей научной рубрике нам не раз приходилось оправдываться, что понятие «новость» не очень-то приложимо к сфере познания. Когда Эйнштейн придумал теорию относительности? Уж точно не в тот день, когда его имя появилось на первых полосах мировых газет. Может, и в этом году какой-то безвестный Шелдон Купер уже записал на промокашке пару строк, описывающих простое и неизбежное устройство нашей Вселенной. Даже если ему за оставшуюся жизнь удастся убедить коллег, что он не бредит, мы, массовая публика, вряд ли скоро оценим гениальность его идей.

Поэтому любые списки научных свершений за год (да, впрочем, и за десятилетие) следует принимать с осторожностью и оговорками. Что там на самом деле было сделано важного — разберемся со временем. А сейчас вспомним лишь те события в мире науки, которые публика уже заметила и оценила в 2015 году — месяц за месяцем. В список попали как новости зарубежной науки, так и отечественные сенсации. Последних, собственно, три: пожар в библиотеке ИНИОН, запрет ГМО и закрытие фонда «Династия». Ну, хорошо хоть их три, а не дюжина. А если ценители всего отечественного непременно в будущем году захотят дюжину, им просто нужно еще сильнее поднапрячься. Хотя ИНИОН-то вроде бы  сгорел и не из-за них, это было просто короткого замыкание.

Итак, вспомним обо всем по порядку.

Январь

Фото: Пресс-служба ГУ МЧС России
Фото: Пресс-служба ГУ МЧС России

В начале года поток научных новостей обычно мелеет — не из-за лености ученых, но оттого, что крупнейшие новостные порталы (как и мы) отчасти переходят в праздничный режим публикации заранее приготовленных консервов. Вместо завораживающих научных открытий январь 2015-го принес новость другого сорта: пожар в библиотеке Института научной информации по общественным наукам в Москве, продолжавшийся больше суток, уничтожил около 5,5 млн экземпляров научной литературы. По оценке главы ФАНО Михаила Котюкова, при использовании последних российских технологий на реставрацию пострадавших изданий потребуется полтора века. Следующее этапное событие в жизни российских библиотек произойдет в октябре: тогда при переходе на электронный учет будет утрачена безвозвратно часть каталога Ленинской библиотеки.

Февраль

Фото: Swiked/Tumblr
Фото: Swiked/Tumblr

Важным событием в сфере мировой популярной науки стала так называемая «дискуссия о цвете платья» (синее с черным или белое с золотым?). К сфере науки историю этой оптической иллюзии надо отнести исключительно потому, что большинство публикаций начинались со слов «Ученые объяснили...». Между тем в России в феврале произошло сравнимое по важности событие: полный запрет генетически модифицированных растений и животных. Мы посвятили этой сенсации небольшую заметку. Если к этому моменту в стране еще проводились какие-то генно-инженерные исследования, они должны были понести значительный ущерб.

Март

Фото:Marta Florio and Wieland B. Huttner/Max Planck Institute of morecular cell biology and genetics
Фото:Marta Florio and Wieland B. Huttner/Max Planck Institute of morecular cell biology and genetics

Сложно выделить из потока научных новостей самые главные (реабилитация бронтозавров? Фотографии карликовой планеты Церера?) Но из всех публикаций марта мы бы выбрали несколько статей, касающихся отличий мозга человека от его ближайших родственников — шимпанзе. В частности, было выяснено, что если вставить человеческий ген ARHGAP11В в зародыш мыши, то кора мозга у грызуна развивается куда активнее, а главное, начинает образовывать характерные для высших приматов извилины. К отличиям обезьяньего мозга от человечьего мы возвращались в минувшем году неоднократно.

Апрель

Иллюстрация: Bridgemanart/Fotodom
Иллюстрация: Bridgemanart/Fotodom

Весной научный мир был потрясен известием из Китая: тамошние исследователи дерзко попрали этические табу и провели эксперименты по редактированию генома зародышевой линии человека. Мы не могли не откликнуться на новость, обсуждавшуюся во всех мировых изданиях. Нам, по правде сказать, осталось не до конца понятным, что же сильнее возмутило общественность: сам факт эксперимента (не слишком удачного) по редактированию гемоглобинового гена в инактивированной яйцеклетке, или то, что это сделали китайцы, у которых по выражению лица невозможно понять, что у них на уме. Да, это и правда жутковато.

Между тем в том же месяце на ежегодной конференции антропологов прозвучали новости из лаборатории главного мэтра этой науки — Дэвида Рейха. Его сотрудники расшифровали геномы многих-премногих ископаемых предков человека и, в общем, нарисовали довольно внятную картину нашей эволюции. В нашей заметке мы коснулись одного ее аспекта: оказывается, одним из ведущих факторов естественного отбора у предков европейцев была смертность от рахита. Именно ей мы обязаны белым цветом кожи и способностью переваривать молоко — по большому счету, этим наше превосходство над иными расами, как оказалось, и исчерпывается.

Ах, ну да! Сенсация месяца: открыта вода на Марсе. Правда, ту же сенсацию NASA потом продала человечеству еще раз, в сентябре. В обоих случаях при детальном разборе сами научные результаты выглядят не слишком революционно, но от частого повторения публика, возможно, в конце концов запомнит: вода на Марсе есть, но очень соленая, очень холодная и очень-очень мало.

Май

Фото: Светлана Привалова/Коммерсантъ
Фото: Светлана Привалова/Коммерсантъ

Что бы там ни происходило в мировой науке, после мая 2015 года российской общественности станет сложнее узнавать об этом, а у российских ученых будет куда меньше шансов внести в эту науку собственный вклад. И вот почему: 25 мая Минюст РФ внес фонд «Династия» в реестр иностранных агентов, что привело к сворачиванию его деятельности. Стипендии фонда побуждали многих молодых ученых продолжать исследования в России, отказавшись от эмиграции, а издаваемые фондом книги были одними из редких образцов качественной научно-популярной литературы. Основатель фонда Дмитрий Зимин потребовал от российских властей отзыва позорного решения и извинений, которых не последовало. В итоге Дмитрий Зимин стал лауреатом Гран-при премии «Сделано в России», а российские власти продолжают руководить страной с намертво присохшими к лицу плевками ведущих отечественных ученых.

Июнь

Иллюстрация: Corbis/East News
Иллюстрация: Corbis/East News

Обнародованы результаты масштабного исследования земной биосферы: по мнению экологов, планета вступает в фазу очередного массового вымирания, обещающего стать в один ряд с крупнейшими вымираниями за истекший миллиард лет.

Между тем в Пуэрто-Рико проходит конференция по репродукции человека, где Дэвид Пейдж из Кембриджа докладывает публике о том, как на самом деле устроена Y-хромосома человека и как на генетическом уровне разворачивается борьба полов. В конце года в журнале Nature вышел любопытный обзор, посвященный этой теме: если можете по-английски, прошу любить и жаловать.

Июль

Фото: NASA
Фото: NASA

Еще в апреле после двухлетнего перерыва возобновлены эксперименты на Большом адронном коллайдере, а вот и впечатляющий результат: после долгой череды открытий и закрытий наконец-то окончательно открыт пентакварк — частица, состоящая из пяти кварков (а не из трех, как мы привыкли и как принято во всех частицах-адронах в нашем теле и вокруг). Мы не могли не отозваться на эту новость.

Тем временем зонд «Новые горизонты» приблизился к Плутону. Он отвез туда останки первооткрывателя этой планеты американца Клайда Томбо (1906–1997), а обратно прислал первые картинки плутонианской поверхности. Наш ресурс откликнулся поэтичным эссе Александра Никитина «Плутон и пепел». С тех пор картинки Плутона продолжают поступать на Землю; вот одна из самых последних и чарующих.

Фото: NASA
Фото: NASA

На этом суровом пейзаже мы видим замерзшее плутонианское море и скалистый безлюдный берег. Если вы слегка поежились, вам станет еще неуютнее, когда вы узнаете, что море, видимо, состоит из замерзшего азота, а скалы — из водяного льда.

Август

Иллюстрация: Corbis/East News
Иллюстрация: Corbis/East News

В этот месяц летних каникул новостей традиционно немного, и журналистам надо чем-то заполнять свои рубрики: так и рождаются сенсации вроде той, когда «ученые предсказали медленную смерть Вселенной». На самом деле они (ученые) просто еще раз убедились, что суммарная светимость галактик становится со временем (и главным образом с выгоранием водорода) все меньше. А все остальное уже сочинили не слишком грамотные журналисты, о чем посетовал наш почтенный участник проекта астрофизик Сергей Попов.

Сентябрь

Иллюстрация: Bridgeman/Fotodom
Иллюстрация: Bridgeman/Fotodom

Открыт очередной предок человека. Homo naledi добавился к дюжине известных видов, претендующих на место на нашем генеалогическом древе, а профессор Ли Бергер, прославившийся открытием Australopithecus sediba пять лет назад, добавил к послужному списку еще одну впечатляющую строку. Если вы пропустили эту историю, непременно прочтите наш рассказ о том, как миниатюрные и стройные студентки профессора пролезали в узкий-преузкий лаз в пещере, чтобы вытащить эти кости — ужасно сексуальная история.

Пока NASA в очередной раз возвещает об открытии воды на Марсе, в Гарварде присуждают Шнобелевскую премию за самые нелепые исследования. В этом году премии удостоились: измерение среднего времени мочеиспускания у млекопитающих, превращение вареного яйца в сырое, а также открытие универсального общечеловеческого слова — междометия «А?!» О междометии мы, отметим с гордостью, написали сразу же после появления этой впечатляющей научной работы, полтора года назад.  

А тем временем в Москве тоже присуждали премию, но уже не шуточную, а самую настоящую премию «Сделано в России». В номинации «Наука и технологии» ее получили ученые из МФТИ и Российского квантового центра Олег Астафьев, Алексей Устинов и Валерий Рязанов.

Октябрь

Иллюстрация: Corbis/East News
Иллюстрация: Corbis/East News

В большой науке октябрь ознаменовался вручением Нобелевских премий, в том числе давно уже ожидаемой Нобелевки за открытие нейтринных осцилляций.  Есть шанс, что именно отсюда начнется новая физика, которая перевернет человеческие знания о мире. Однако диалектика развития цивилизации такова, что подавляющее большинство населения планеты поныне гораздо сильнее волнует другой вопрос: «Гомосексуальность — это гены или дурная привычка?» Новая информация для любителей поразмышлять об этом сотрясла мировую прессу как раз в сентябре 2015 года. Итак, существует ли ген гомосексуальности? А вот прочтите и сделайте выводы.

Ноябрь

Фото: NASA
Фото: NASA

Самая большая в мире научная премия — «мильнеровская» — присуждена, в частности, за оптогенетику (мы в научной редакции «Сноба» со смирением ждем, когда же за это уже дадут и Нобелевку).

Между тем усилиями врачей и ученых незаметно сошла на нет сенсация начала года — ожидавшаяся пандемия лихорадки Эбола. В ноябре она была диагностирована у единственного больного — мальчика из Либерии. Несмотря на предупреждения ученых, что все может повториться, мировая общественность как-то утратила интерес к этой теме, а потому мы вынуждены были сообщить новость в игривой развлекательной форме — в виде одного из вопросов научного квиза.

Декабрь

Фото: Сергей Гунеев/РИА Новости
Фото: Сергей Гунеев/РИА Новости

Достойное завершение года — парижская конференция по мировому климату. К участникам конференции обращается папа римский Франциск — удивительно, насколько разный круг вопросов заботит предстоятелей двух крупнейших христианских конфессий нашего времени. Сам факт глобального потепления больше не ставится под вопрос: ученые обсуждают, удастся ли ограничить его двумя градусами Цельсия (спойлер: это в принципе возможно, но потребует беспрецедентных усилий). Есть и хорошие новости: мы прошли через пиковый уровень эмиссий парниковых газов, и теперь они будут снижаться. Есть мнение, впрочем, что уже поздновато.

Но прочь, апокалиптические страхи, займемся лучше приятными размышлениями об успехах науки. Вот, например, сенсация декабря: раскрыта тайна размножения угрей.  О том, что угри размножаются в Саргассовом море, многие знают с детства. Есть одна закавыка: все видели личинок угрей, болтающихся в этом самом море, а также взрослеющих особей, плывущих обратно в реки Европы и Америки. Но вот никто никогда не видел в открытом море взрослых угрей. А сексом-то занимаются как раз они, а размножение — оно, как мы знаем, бывает от секса. Процитированная выше заметка содержит захватывающую историю о том, как ученые приделывали к угрям датчики слежения, но все угри с датчиками бесславно завершали свою жизнь в американских пресноводных водоемах, даже не попытавшись отправиться в океан на свою веселую эротическую вечеринку.

Наконец исследователи решили облегчить угрям задачу: вывезли их к Ньюфаундленду и выпустили там. И даже теперь лишь одна рыбина стала делать то, чего от нее ждали. Но зато как! Угорь стремительно рванул на восток, пересек Гольфстрим, а потом резко свернул направо, в направлении того самого Саргассова моря. И... тоже не доплыл. Однако теперь все видели, что они это могут. И главное, с какой невиданной у других рыб скоростью и целеустремленностью они туда плывут. Секс у угрей перестал быть загадкой — на этой оптимистичной новости мы и закончим обзор главных событий года.