Время от времени Facebook подкидывает мне ссылочки на забавные видео. Особый жанр — это ролики с китайскими детишками младшего школьного или даже детсадовского возраста. Не подумайте, упаси бог, ничего дурного. Детишки на этих видео занимаются музыкой, физкультурой и танцами. Например, недавно мне попался трехминутный фильм, в котором карапузы максимум лет четырех синхронно перепрыгивали через бамбуковые палки. Палки эти под ритмичную музыку перемещали такие же очаровательные пупсы, а прыгающие должны были скакать так, чтобы не получать бамбуковым шестом по щиколоткам. Это было завораживающее зрелище, доложу я вам. Дети в этом возрасте бывают очаровательно неуклюжи. Какое там! Эти оловянные, или, правильнее сказать, терракотовые солдатики двигались как совершенные маленькие роботы, не путаясь и не сбиваясь с ритма, точнехонько попадая ножками в подвижные деревянные ячейки, и мордашки их при этом были скорбно сосредоточены. Ну, или мне так казалось.

Мыслей при просмотре возникало ровно две. Первая — о том, что именно ощущает щиколотка четырехлетнего ребенка при встрече с бамбуковой палкой. А вторая мысль касалась триумфального развития китайской экономики, причем связь между вторым и первым прослеживалась пугающе четко.

В 2011 году Wall Street Journal напечатал отрывки из книги американки китайского происхождения Эми Чуа. Книга называлась «Боевой гимн матери-тигрицы», и речь в ней шла вот именно об этих прыжках через бамбуковую решетку, то есть о китайском воспитании и образовании. Главная мысль книжки проста: если ребенок не делает успехов, это значит одно — родитель не делает своей работы. И еще несложная концепция: если ты не делаешь успехов, ты не стараешься. Ну, или стараешься плохо и не тщательно. Других объяснений неуспешности нет и не может быть.

Результат самой китайской системы очевиден. В любой стране мира, оглянувшись по сторонам, вы насчитаете минимум десяток товаров, произведенных в Поднебесной

История про «Белого ослика» из книжки Чуа потрясла нежного европейского и американского читателя. Ослику была посвящена какая-то сложная фортепьянная пьеса, и ее должна была исполнить младшая дочка автора. Девочка капризничала и все никак не могла справиться с произведением, и тогда мама собрала все ее самые любимые игрушки и сообщила, что будет отдавать их одну за одной «Армии спасения», если девочка не будет стараться должным образом. Потом за недостаточные старания юную пианистку лишили обеда, потом запретили вставать из-за инструмента даже для того, чтобы попить и пописать… Потом был триумф. Пьеса получилась, юная музыкантша исполнила «Ослика» на какой-то чрезвычайно важной сцене, светилась от счастья и играла сложную композицию снова и снова, испытывая радость от того, что все наконец состоялось, что она смогла и преодолела.

Просто для справки скажу, что сама tiger-mother Эми Чуа — именной профессор права юридического факультета Йельского университета, автор многих книг и человек по всем параметрам весьма успешный. То есть, в общем, знает о чем говорит.

Итак, мысль проста: важен результат. Эмоциональное состояние, самооценка и все прочие трудно измеримые параметры, конечно, очень интересны, но с чисто теоретической точки зрения.

Результат самой китайской системы очевиден. В любой стране мира, оглянувшись по сторонам, вы насчитаете минимум десяток товаров, произведенных в Поднебесной, а в каждом аэропорту на белом свете, например, заметите рядом с латиницей симпатичные ряды иероглифов — и толпы победителей, путешествующих по всему глобусу, от Рейкьявика до Мехико.

Они очень успешны. Гораздо успешнее всех нас, по правде говоря. Вопрос один: принесло ли им это счастье?

Иллюстрация: Bjorn Rune Lie/Getty Images
Иллюстрация: Bjorn Rune Lie/Getty Images

Передо мной текст о еще одной стремительно растущей и очень успешной экономике — об Индии.

Насколько могу судить по содержанию статьи (системой индийского образования я отдельно никогда не занималась), принципы в ее основе лежат примерно те же, что в Китае: много усилий, много работы, много стресса и давления — и потрясающий результат. Мозговые центры в самых богатых странах мира укомплектованы индийцами и китайцами (говорят, еще и русскими гениями, но это особое дело), экономика на подъеме и… так же стремительно и неуклонно ползет вверх кривая самоубийств среди молодежи.

И вот министерство образования Индии, проследив эту взаимосвязь, включает в программу экспериментальные «уроки счастья». «Мы дали миру гениев, а индустрии — самых блестящих специалистов, — говорит индийский министр образования. — Мы были чрезвычайно успешны, но смогли ли мы воспитать для своей страны по-настоящему счастливых людей?»

Ответ на этот вопрос, надо полагать, был дан отрицательный, и вот теперь в школах Дели детей пытаются учить «медитации и творческим упражнениям», призванным сделать человека счастливым.

Инициатива довольно новая, и пока не совсем понятно, чего добьются индийцы, но вопрос, мне кажется, актуален не только для них.

Сейчас, в мои 54 года, мне очень хочется быть ценной самой по себе и сидеть в шлепанцах в кресле. Тем, кто моложе, придется искать компромисс

Каждый год я вижу множество прекрасных молодых людей (мне, не устану повторять, очень повезло с местом работы и профессией). Все они по-своему интересны, но очень по-разному успешны. По моему опыту, максимального результата добиваются те, кто использует методику «Белого ослика»: много усилий, много насилия над собой, много стресса — и шикарный результат.

Значительно менее успешны те, кто, похоже, более расслаблен — и более счастлив. Им, кажется, ни к чему стоять на постаменте с лавровым венком на голове. Их самооценка не зависит от того, чего они «добились». Им внушили, что они ценны и прекрасны сами по себе и их нельзя мерить железной линейкой успеха. Они прекрасно чувствуют себя за столиками европейских кафе или на берегах далеких океанов — в удобных шлепанцах и с гаджетами в руках.

Справедливости ради, наверное, стоит заметить, что гаджеты эти произведены теми, кто отменно прыгает через бамбуковые палки.

Откровенно говоря, мне очень не хочется делать выводы из сказанного.

Больше того, я совершенно не представляю, «как правильно».

Сейчас, в мои 54 года, мне очень хочется быть ценной самой по себе и сидеть в шлепанцах в кресле.

Тем, кто моложе, придется искать компромисс.

Как он будет выглядеть, я не представляю.

А вы?