Территория искусства. Чем заняться в Иркутске
С закрытием границ россияне ринулись изучать восточную часть нашей огромной страны. Важная точка притяжения туристов — Байкал. Но многочисленные туры к заповедным берегам озера обходят стороной Иркутск, и совершенно зря.
Сегодня Иркутск — шестой по величине город Сибири. Его символ, мифическое существо «геральдический бабр» встречается повсюду на указателях границ при въезде в Иркутскую область. Этот странный зверь — производная от пантеры, тигра и леопарда. А в якутском языке слово «баабыр» обозначает «амурский тигр». На гербе города бабр был утвержден Екатериной II. Но позже, при Александре II неизвестный чиновник Герольдии в описании символики исправил букву «а» на «о» — получилось «бобр, несущий в зубах соболя». Неточность никто не заметил, художники честно отрисовали «бабра» и добавили ему большой, напоминающий бобровый, хвост и перепончатые задние лапы, создав новое мифическое животное, которое и назвали «геральдическим бабром».
Сегодня скульптура бабра, установленная в историческом центре города, обозначает начало 130-го квартала — Иркутской слободы. Квартал расположен в южной части Иркутска у подножия Крестовой горы. Здесь находятся несколько десятков памятников архитектуры — примеров местного деревянного зодчества и сибирского барокко.
В 1826 году в Иркутск прибыли первые ссыльные декабристы: Заикин, Муравьев, Оболенский, Трубецкой, Волконский и другие. Благодаря им в городе появились публичная библиотека и частный банк, были открыты институт благородных девиц и театр. В зданиях бывших усадебных комплексов С. П. Трубецкого и С. Г. Волконского сегодня работает Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов. В постоянной экспозиции — сведения о жизни декабристов на каторге, история поселений в Восточной Сибири и подлинные вещи семьи Трубецких.
До революции 1917 года в Иркутске процветала российско-китайская торговля, позднее — сибирская золотопромышленность. Постепенно в купеческом городе формировалась самобытная деревянная одноэтажная застройка, соседствующая с нарядными церквями в бирманском стиле. Среди уникальных памятников деревянного зодчества Иркутска — усадьба Шастиных, которую также называют «Дом Европы» или «Кружевной дом», и усадьба Сукачева, принадлежавшая общественному деятелю и меценату Владимиру Платоновичу Сукачеву.
В честь Сукачева назван Иркутский областной художественный музей — старейшее и одно из наиболее крупных собраний произведений изобразительного искусства на Востоке России. «Элегантный сибиряк», иркутский градоначальник и коллекционер Владимир Платонович за жизнь приобрел внушительную коллекцию работ Репина, Айвазовского, Брюллова, Шишкина. Сегодня экспозиция музея захватила четыре городских особняка —свыше 23 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
До 18 июля здесь проходит выставка Московского музея современного искусства «Личная история», рассказывающая об эволюции портретного жанра на рубеже ХХ века. Казимир Малевич и амазонка модерна Александра Экстер, поп-арт и новые медиа — 80 работ из коллекции ММОМА экспонируют в центральном историческом зале. Несколько работ из собрания Иркутского художественного музея на выставке представили впервые. Три тематические части проекта — «Частное», «Общественное», «Личное» — показывают все разнообразие портретов, которые создаются для личной памяти, становятся предметами частной жизни и, напротив, для публичной презентации. Выставка рассказывает о портрете как символе времени, о том, как менялась манера написания портретов художниками — от иконографии вождей и обязательной в каждом городе доски почета до божественного изображения и сакральных образов.