Иллюстрация: Veronchikchik
Иллюстрация: Veronchikchik

Современные дети — дети XXI века, дети времен стабильности и материального изобилия — выросли на игрушечной «помойке», в буквальном смысле заваленные игрушками разной степени дороговизны, технического и эстетического совершенства. У них обычно даже нет любимой игрушки, и, если их спросить, они называют любимой ту игрушку, которую подарили последней — как правило, на днях. И в общем-то свои игрушки современные дети ценят не больше, чем сытая цепная собака — почти обглоданную кость, которая лежит в пыли возле ее будки. Она не хочет это есть, но прекрасно знает, что «это мое», и если вы попробуете потянуть кость к себе, то она непременно лениво зарычит. Так же и ребенок — если младший брат возьмет его брошенную игрушку, тут же окажется, что старшему прямо сейчас именно она непременно зачем-то нужна. А потом, когда права утверждены, — снова не нужна (кость в пыли).

Это надо понимать.

Одаривать современных детей просто и сложно одновременно. С одной стороны, зашел в любой магазин — и россыпь потрясающих игрушек, игр, конструкторов и всяких игрушечных наборов. Ничего подобного у большинства современных родителей (не говоря уж про бабушек-дедушек) в их собственном детстве и близко не было.

Поэтому их мозги тут же срабатывают так:

— Господи, да если бы у меня самого в детстве была такая кукла (машинка, конструктор, кукольный домик эт цетера), я был бы совершенно счастлив, берег бы это и долго-долго в это играл. Берем!

С другой стороны, этих игрушек длинные ряды, все они выглядят более-менее одинаково ярко, да и наличие в доме одариваемого ребенка двух огромных коробок с точно такими же игрушками никуда не денешь и из головы не выкинешь.

И вот приближается очередной праздник. В нашем случае — Новый год. Что же делать? Нельзя же ничего не дарить?

Говорят, дети до сих пор пишут письма Деду Морозу и Санта Клаусу. В них они просят подарить им то или это. Если упомянутые персонажи вдруг все-таки существуют и отвечают именно на реальные письма, боюсь, их офис сейчас похож на магазин «Связной» или что-то в этом духе — на полках сплошные гаджеты и аксессуары к ним.

На днях одна мать из числа моих посетителей рассказала совершенно очаровательную историю. Ее ребенок еще не умеет писать, но прекрасно пользуется родительским планшетом. Так вот, он нашел в сети готовую открытку для Санта Клауса, скопировал нужный адрес, приложил найденную в сети картинку (сенсорный телефон и футляр с объемной машинкой к нему) — вот что мне нужно, дорогой Санта, смотри на картинки, не ошибешься — и тайком от родителей отправил все это с отцовской почты. Ребенком невозможно не восхититься — пиктографическое (картиночное) письмо, безусловно, самое древнее и надежное. Я спросила мать, что же они теперь будут делать, ведь ребенок еще в том возрасте, когда некоторые верят в чудо, и жаль его разочаровывать, к тому же он абсолютно самостоятельно проявил находчивость и недюжинный креатив, но запрашиваемый смартфон с футляром стоят порядка полусотни тысяч. Мать сказала, что они с отцом думают.

Что, кстати, они на самом деле просят, когда просят гаджеты? Одновременно две вещи:

  1. Ключ, доступ к относительно новому, огромному, интересному, постоянно развивающемуся миру.
  2. Символ принадлежности к группе «тех, кто владеет золотым ключом от нового мира» (бывают еще ключи серебряные, железные и даже деревянные).

Родители часто сетуют: современные дети не ценят реального мира, не умеют им пользоваться, предоставленные сами себе без гаджетов жалуются на скуку.

Хочется спросить: а вы сами-то умеете им пользоваться? Тогда научите этому своих детей, покажите (а не расскажите!) им в реальном времени, как вы это делаете и получаете от этого удовольствие. Возьмите их с собой в это путешествие. Дети — имитаторы, они от природы умеют учиться, повторяя и сопереживая.

Боюсь показаться банальной (а на самом деле не очень-то и боюсь, ведь банальность — это истина, слегка уставшая от повторения), но лучшим подарком детям на Новый год будут... родители. Но родители не просто сидящие с детьми в одной комнате перед телевизором, а живущие своей, непременно  интересной для них, родителей, жизнью в реальном или виртуальном — тут уж как сложится — мире и разделяющие эту жизнь со своими детьми. Новый год — самый удобный случай, больше недели выходных. «Мы дарим вам четыре своих дня, дети наши (остальные дни себе — надо же и о себе подумать!), и вот что мы на эти четыре дня нам всем предлагаем. Но готовы выслушать и вас тоже, и учесть из сказанного вами все, что получится».

Кстати, дети об этом тоже просят. Я своими глазами видела письмо девочки Деду Морозу, где было написано:

— Дорогой Дедушка Мороз! Я хочу, чтобы мама провела со мной одной целый день. 

А что же худший подарок?

Худший подарок к празднику — ваше равнодушие и обыденность. 

— Ну вот, мы тебе подарили что ты хотел, а ты все равно шумишь и нас не слушаешься.

— Мы все за праздничный стол садимся, а ты со своим дурацким телефоном.

— Мы тут все для тебя стараемся, водим тебя на всякие елки (отправляем в дорогие лагеря), а ты ничего не ценишь.

Ну и конечно, личные истории. Дорогие читатели, вспомните, пожалуйста, что вам в детстве дарили на Новый год. Что было самым лучшим новогодним подарком из вашего детства? А что, быть может, принесло разочарование, которое помнится до сих пор? 

Напишите нам. Это поможет другим читателям вспомнить о детстве, а кому-то и сориентироваться с подарком для своих детей сейчас и сегодня. Ведь в нашей культуре подарки слегка табуированы в искреннем, не рекламном обсуждении — вы замечали? «Дареному коню в зубы не смотрят», «скажи тете спасибо и не выпендривайся» — вот это все.

Начинать, вероятно, надо с себя.

Как ни странно, я из детства помню всего один подарок на Новый год, вероятно, он и был самым ценным, раз запомнился. Когда я училась в пятом классе, мне на Новый год подарили первые в моей жизни наручные часы. Очень маленькие и, видимо, недорогие, в пластиковой прозрачной коробочке. Сами по себе часы были мне не особо нужны, ни тогда, ни когда-либо после я часы на запястье не носила — они мне мешали. Но наличие личных часов имело в нашем тогдашнем мире какое-то серьезное символическое значение. Были дети уже с часами и дети еще без часов. И в тот Новый год я перешла из одной страты в другую. Сейчас мне уже трудно вспомнить подробности того символизма, и я их, пожалуй что, сейчас больше восстанавливаю, чем вспоминаю. Но что-то такое связанное с инициацией, с фиксацией и даже подчинением времени себе там, несомненно, было (теперь я всегда знаю, сколько времени осталось до конца урока, мне не нужно подбегать ко взрослым на улице: «Дяденька, сколько времени?» — и всякое такое). Поскольку больше я ничего не помню, вероятно, все остальные новогодние подарки из моего детства были в моем внутреннем мире незначащими и проходными.

А как было у вас? Пишите нам. И всех — с наступающим Новым годом.