Фото: AFP/EAST NEWS
Фото: AFP/EAST NEWS

Российские журналисты приехали в Африку, чтобы снять документальный фильм-расследование

В 2013 году Совет Безопасности ООН наложил на ЦАР оружейное эмбарго. Тем не менее в октябре 2017 года Россия получила у ООН разрешение на снабжение ЦАР оружием. Страны подписали соглашение, по которому Россия обязалась не только поставить оружие, но и научить центральноафриканских военных пользоваться им. Для этого в республику отправили российских инструкторов.

С начала 2018 года Россия наращивала военное присутствие в стране, преимущественно за счет наемников частной военной компании (ЧВК) «Вагнера». Они, среди прочего, охраняют президента ЦАР Фостена-Арканжа Туадера.

27 июля Джемаль, Расторгуев и Радченко прилетели в Банги, столицу республики. Они должны были снимать фильм про ЧВК для Центра управления расследованиями Михаила Ходорковского.

Обновлено 2 августа в 16:20: Джемаль, Расторгуев и Радченко собирались снимать золотые прииски Ндассима на юге страны. С середины июля ЦАР разрабатывает их вместе с Россией, которая взяла на себя задачу обеспечить порядок в регионе и охранять прииски от боевиков. Российскую сторону представляет компания Lobaye Invest, связанная с бизнесменом Евгением Пригожиным, возможным владельцем ЧВК «Вагнера».

Предположительно, на Lobaye Invest работают российские наемники — перевозят и охраняют оборудование для добычи золота. Они заручились поддержкой повстанческой группировки «Селека», которую власти ЦАР обвиняют в убийстве россиян, утверждает издание Сorbeau news.

Съемочную группу убили неизвестные

Джемаль, Расторгуев и Радченко наняли местного водителя. Его рекомендовал представитель ООН по имени Мартин — житель ЦАР, который помогал организовать съемки. При этом в МИД России заявили, что ООН не предоставляла и не рекомендовала водителя россиянам.

29 июля журналисты собирались посетить дворец Беренго, где военные и наемники из России развернули свой лагерь. Их не пустили без аккредитации Минобороны ЦАР, но пообещали выдать документ через пять дней.

Кроме того, полицейские потребовали у россиян около 100 долларов взятки под предлогом, что аппаратура съемочной группы незаконна. При этом редакция Центра управления расследованиями заподозрила, что водитель журналистов, переводивший требования полицейских, был в сговоре с правоохранителями.

В понедельник, 30 июля, съемочная группа поехала на север страны на встречу со своим помощником, Мартином. Кроме них в машине был только водитель. По неизвестной пока причине, проехав почти полпути, они отклонились от маршрута на 20 километров на восток.

На выезде из города Сибю машину остановили на блокпосту национальной службы безопасности. Их предупредили, что ездить ночью опасно, и предложили остановиться, но журналисты отказались.

Обновлено 2 августа в 20:15: перед тем, как отправиться в Кага-Бандоро, журналисты «попросили совета российских военнослужащих в Банги», а также общались с несколькими командирами мусульманской группировки «Селека», утверждают источники местного издания CNC. После того, как россиян остановили на блокпосту, они позвонили соотечественникам, а после этого заявили военным, что на дороге безопасно.

Около 10 вечера (полночь по Москве) в 23 километрах от Сибю на машину напали примерно 10 вооруженных человек в чалмах, говорившие только по-арабски. Они вышли из засады в кустах и открыли огонь. Все трое журналистов погибли сразу же, а нападавшие скрылись. Об этом рассказал водитель — единственный выживший.

Обновлено 2 августа в 20:15: водитель утверждает, что у него сложилось впечатление, что журналисты хорошо понимали речь нападавших.Обновлено 3 августа в 12:40: Орхан Джемаль говорил по-арабски.

По данным местного сайта Palmarescentrafrique.com, к убийству съемочной группы причастны повстанцы из отряда одного из лидеров группировки «Селека» Нуреддина Адама. Перед тем как убить журналистов, они похитили и допросили их.

Сайт также опубликовал фотографию с телами Расторгуева и Джемаля. Главред Центра управления расследованиями Андрей Коняхин опознал на ней режиссера и журналиста. Обновлено 2 августа в 16:20: врачи утверждают, что на телах погибших не нашли следов пыток.

На базу миссии ООН в ЦАР привезли три тела. Орхана Джемаля опознала его жена Ирина Гордиенко и сотрудники «Новой газеты». По данным Центра управления расследованиями, погибших доставят в Россию 4 августа.

Фото: AFP/EAST NEWS
Фото: AFP/EAST NEWS

Главная версия нападения — грабеж, но она вызывает много сомнений

Рассматривают две основные версии случившегося. Первая — ограбление, поскольку у съемочной группы была с собой дорогостоящая фото- и видеотехника и восемь с половиной тысяч долларов. Это большие деньги для ЦАР, одной из самых бедных стран мира. Однако пока неизвестно, забрали ли нападавшие деньги и технику.

Обновлено 2 августа в 16:20: полиция не нашла на месте убийства деньги, технику и паспорта.

Вторая — убийство вооруженными группировками, которые орудуют в ЦАР. Нападение произошло на подконтрольной исламистам территории. По данным источников центральноафриканской радиостанции, журналистов могли убить боевики мусульманского повстанческого движения «Селека». Но в Центре управления расследованиями сомневаются в этой версии и в том, что водитель рассказал правду.

Что известно о группировке «Селека».

Коллеги погибших и российские власти уже отреагировали на убийство

Обновлено 2 августа в 16:20: в правительстве республики придерживаются версии о нападении 10 вооруженных людей в чалмах. Согласно официальному сообщению местных властей, преступники собирались захватить машину, но журналисты оказали сопротивление, и их застрелили, а водителя ранили. «Никаких документов для установления личности при них не было, только одна карточка, в которой написано, что один из них блогер», — говорится в заявлении. 

Посольство России в ЦАР ничего не знало о съемках фильма, сообщили в Министерстве иностранных дел России. Журналисты оформили свою поездку как туристическую и не уведомляли местные власти о том, что планируют работать.

По словам официального представителя МИДа Марии Захаровой, у погибших нашли редакционные удостоверения различных СМИ.

Российский Следственный комитет возбудил уголовное дело об убийстве журналистов. Обновлено 2 августа в 16:20: Горшкову, замглавреда Центра управления расследованиями, вызвали на допрос.

В Центре управления расследованиями сообщили, что безопасность Джемаля, Расторгуева и Радченко обсуждали с миротворцами ООН. «Мы действовали в соответствии с их рекомендациями», — рассказал глава центра Андрей Коняхин.

Обновлено 3 августа в 08:15: журналист Максим Шевченко объявил о начале независимого расследования и призвал других военных журналистов присоединиться к нему, а российские власти — оказать содействие. Шевченко не верит ни в одну из основных версий убийства.

Ходорковский пообещал помочь найти виновных. Друзья погибших объявили сбор денег для их родственников. Обновлено 2 августа в 20:15:Александра Расторгуева посмертно наградили премией в области неигрового кино «Лавровая ветвь» «за вклад в кинолетопись».

Вскоре после убийства Джемаля, Расторгуева и Радченко в ЦАР начались протесты против военных из России

Центральноафриканское издание CNC сообщило, что утром 31 июля в городе Дамар начались беспорядки из-за убийства местного жителя, в котором подозревают наемников из России.

Эта информация пока не подтвердилась, но, утверждает CNC, жители Дамара убили в ответ российского наемника и потребовали, чтобы остальные уехали из города. Из-за этого в Дамар приехал министр внутренних дел ЦАР.

При этом посольство России назвало сообщения о конфликте ложью. В дипмиссии также заявили, что в ЦАР не убивали гражданина России.