View this post on Instagram

"Черемушки" - один из крупнейших производителей хлебобулочных изделий в Москве. Здесь выпекают известный "Столичный" и "Бородинский" хлеб, рулеты, булочки. В это сложное время комбинат не просто работает на полную мощность, но и запускает новые линии. ⠀ Две новые линии выпечки формового и подового хлеба - только часть большого проекта модернизации. На комбинате прошел ремонт помещений, инженерных сетей, вентиляции. Часть затрат на лизинг оборудования покроет субсидия из бюджета Москвы. ⠀ Если говорить о периоде пандемии, "Черемушки" проходят его планово. Поскольку это пищевое предприятие, соблюдение санитарных норм тут - дело обязательное, и комбинат перестроился очень быстро. Обеспечил всех сотрудников средствами санитарной защиты и продолжил работать без остановок. ⠀ Должен сказать, что почти половина промышленных предприятий Москвы в условиях пандемии не работала. Сейчас мы запустили 90%. И Правительство России, и мэрия Москвы оказывают им содействие, чтобы пережить трудные времена.

A post shared by Сергей Собянин (@mossobyanin) on

Слово «мамаши» московский мэр произнес 28 мая во время интервью телеканалу «Россия 24». Тогда Сергей Собянин объяснял необходимость внедрения в столице графиков прогулок и усиления «масочного» режима, при котором маски нужно носить, например, не только в магазинах или транспорте, но и на улице: «Представьте себе: во дворе встретились несколько мамаш с детьми, вот они встанут в кружок и начнут обмениваться новостями. Не (…) на расстоянии два метра, а вплотную». После интервью «России 24» в Instagram аккаунте мэра появились тысячи гневных комментариев (на личных страницах Собянина в Facebook и «ВКонтакте» комментарии закрыты). Среди комментаторов есть антипрививочники и противники 5G, но больше всего «лайков» собирает критика Собянина за большие штрафы, обязательное ношение масок и упоминание «мамаш» в разговоре с журналистами.

«Сноб» связался с москвичкой Александрой Антошиной, которая также прокомментировала последний пост Собянина в Instagram. По ее словам, чиновник такого уровня не может использовать слово «мамаши»: «Я не особо слежу за заявлениями Сергей Собянина и не знаю, как часто он позволяет себе такую лексику. Могу сказать точно, что слово “мамаши” звучит обидно и токсично, он таким образом женщин с детьми обесценивает. Молодые мамы — одна из самых уязвимых социальных групп. Мне кажется, люди из власти должны понимать, что такое этика, в том числе и этика общения. Высказывания, которые позволяет себе Собянин, — для современного общества ненормальны, причем уже давно. Говоря “мамаша”, он подразумевает то, что женщина, у которой есть маленький ребенок, не способна трезво мыслить и принимать решения. В его глазах она — недочеловек какой-то». Александра считает, что столичный мэр должен принести публичные извинения, но при этом сомневается, что это произойдет.

Политолог Аббас Галлямов считает, что своими словами Сергей Собянин задел свой ядерный электорат. «Женщины — самые лояльная группа избирателей, которая готова терпеть все выходки властей, но слово “мамаши” звучит, мягко сказать, по-панибратски. Сейчас идет обратный тренд, когда у граждан растет уровень самоуважения. Людей в первую очередь оскорбляет то, что элиты и чиновники смотрят на них сверху вниз. “Они нас за быдло держат?” — такие мысли — мощнейший протестный драйвер. Поверьте, неспособность властей решать проблемы россиян беспокоит гораздо меньше», — отмечает в разговоре со «Снобом» Галлямов.  

[bigallery list="2265256"]

На момент выхода этого материала пост о модернизации кондитерско-булочного комбината «Черемушки» собрал больше 43 тысяч комментариев (некоторые пользователи пишут, что их высказывания удаляют модераторы). Но даже несмотря на возможную «чистку», для Instagram Собянина — это рекорд. В течение последних двух лет его посты собирали не больше 500-1000 комментариев. «Сноб» попросил SMM-стратега, создателя блога Dnative.ru Алексея Ткачука проанализировать активность пользователей под постом мэра. По его словам, почти все комментарии оставляют люди, а не боты: «Чтобы понять, откуда идет трафик, я вбил имя пользователя @mossobyanin в специальном сервисе и посмотрел, кто упоминал мэра за последнюю неделю. Нашлось около 60 сторис, в которых звучат призывы отменить карантин и т. д. Авторы таких обращений — крупные аккаунты, у которых по полмиллиона подписчиков, а также разные бизнесы — салоны красоты и маникюра. Если говорить о комментариях под этим постом Собянина, то по статистике пользователь оставляет там около четырех комментариев, то есть люди сильно вовлечены в беседу. Подозрительных аккаунтов, у которых закрыты страницы и минимальное количество подписчиков — всего около 17 процентов. Остальные — это реальные люди, инфлюенсеры и коммерческие бизнес-страницы».

Подготовил Никита Павлюк-Павлюченко