Ангела Меркель

По мнению букмекеров, Ангела Меркель достойна Нобелевской премии из-за ее позиции по проблемам беженцев в Европе. За 2015 год в Европу прибыло около 500 тысяч мигрантов. В Германии ожидают, что в этом году статус беженца в стране попросят 1,5 миллиона человек — гораздо больше, чем приехало за последние семь месяцев в Европу.

Власти Германии постоянно повышают количество выделяемых на беженцев денег. В конце сентября сообщалось, что в канцелярии Меркель разрабатывается план, согласно которому мигранты из Сирии будут автоматически получать трехлетний вид на жительство. Кроме того, на каждого беженца Германия намерена ежемесячно выделять по 670 евро и предлагать им финансирование жилья.

Целью мигрантов в Европе, как правило, является именно Германия, несмотря на то, что попадающиеся им по пути европейские страны чинят всяческие препятствия на пути беженцев. Так, в сентябре на закрытой границе между Сербией и Венгрией беженцы стучали в стену и кричали: «Меркель, спаси нас!» В начале того же месяца Меркель повлияла на решение Венгрии предоставить нескольким тысячам беженцев автобусы для отправки в Австрию: до переговоров власти страны отказывались выпускать их из будапештского вокзала Келети.

Меркель считает, что Германия сможет справиться с наплывом мигрантов, хотя и признает его «ошеломляющим». Тем временем немцы устраивают многотысячные акции протеста против массовой иммиграции, и рейтинг канцлера стремительно падает — к октябрю он опустился до отметки в 48 процентов. Остальные страны Евросоюза также не стремятся следовать примеру Меркель: в частности, Хорватия и Сербия закрывают границы, а Венгрия отгораживается от мигрантов забором. Тем не менее, канцлер продолжает сохранять твердость в этом вопросе и заявляет, что «если Европа не справится с этим, это будет не та Европа, о которой мы мечтали». По ее мнению, все страны Евросоюза должны взять ответственность за нелегалов.

В августе стало известно, что Меркель решила в четвертый раз баллотироваться на место канцлера. Официально об этом будет объявлено в начале 2016 года, а выборы в парламент состоятся в 2017 году. Впервые Меркель заняла пост канцлера в 2005 году. В мае Меркель пятый раз подряд заняла первое место в ежегодном рейтинге Forbes «Самые влиятельные женщины мира». 

Немецкий таблоид Bild считает, что канцлеру могут дать премию и за ее вмешательство в конфликт на юго-востоке Украины. В составе «Нормандской четверки» в Минске канцлер Германии с февраля обсуждала с Россией, непризнанными республиками Донбасса и Украиной прекращение конфликта в Донецкой и Луганской областях. С тех пор в выполнении «Минских соглашений» наметился прогресс: украинское правительство и бойцы Донбасса обсуждают уже не прекращение огня, а «особый статус» юго-восточных регионов страны и их управление. А в середине сентября президент Петр Порошенко внес в Верховную раду законопроект об особом порядке самоуправления в Донецкой и Луганской областях на три года. 

Папа римский Франциск

Еще в пору своего кардинальства Хорхе Марио Бергольо (так на самом деле зовут папу Франциска) был известен своей скромностью. Он жил в маленькой квартире, отказался от лимузина с шофером в пользу общественного транспорта и даже сам готовил себе обеды.

Став папой римский, Бергольо начал проповедовать сострадание к бедным. По его мнению, духовность и святость естественным образом выращивают в людях сострадание. Он поддерживает социальные программы и сомневается в справедливости свободной рыночной политики.

Папа — настоящий социалист. Он уверен, что каждый человек имеет право на работу, владение землей и на жилье, и такими заявлениями выходит за рамки традиционного учения Католической церкви, которая дает людям право только на работу. Иногда в своем социализме Франциск заходит даже дальше: «необузданный капитализм» стал «едва заметной диктатурой» и теперь удобряет почву для дьявола, заявлял понтифик.  

На третьем году своего папства Франциск впервые посетил Эквадор, Боливию и Парагвай. Он намеренно выбрал неразвитые страны Южной Америки и решил осмотреть трущобы парагвайского Асуньсона и одну из самых страшных тюрем континента Palmasola в Боливии, чтобы поговорить с некоторыми заключенными. 

Из Латинской Америки он отправился в турне по США. Во время церковной службы в «Мэдисон-Сквер-Гарден», на которую собрались 18 тысяч человек, Франциск призвал подумать о нелегалах в больших городах. «Жить в больших городах нелегко, поскольку в них остаются скрыты лица тех, кто прибыл сюда нелегально, а также тех, кто не имеет крыши над головой», — сказал он.

Ту же тему Франциск поднял на Генассамблее ООН: финансовые институты, по его мнению, не должны подвергать страны «репрессивному кредитованию», усугубляющему бедность. 

Франциск старается помогать беднякам и материально. Так, в октябре 2014 года Ватикан впервые сдал в аренду под корпоративное мероприятие Сикстинскую капеллу. Капелла на целый вечер поступила в распоряжение компании Porsche. Часть вырученных денег Ватикан пообещал отправить на помощь бедным и бездомным.

Через месяц Франциск разрешил установить в центре Ватикана, на площади святого Петра, три бесплатных душевых кабинки для бездомных. Такие же кабинки по его инициативе начали устанавливать в церковных приходах по всему Риму. Кроме того, иногда понтифик выходит из Ватикана в одежде простого священника, чтобы раздать милостыню. 

В июне 2015 года папа оплатил 120 бездомным и бедным расходы на паломничество к Туринской плащанице. Сам он отправился общаться с заключенными колонии для несовершеннолетних, эмигрантами и бездомными и встретился с больными и инвалидами. 

Франциск традиционно вручает главам государств медаль с изображением святого Мартина, дающего свою накидку бедняку. Он считает, что работа лидеров стран — защищать бедных. В частности, в феврале понтифик вручил такую медаль канцлеру Германии Ангеле Меркель. Та в ответ передала ему конверт с деньгами на нужды детей-беженцев с Ближнего Востока. 

Мусси Зераи

Мусси Зераи родился в 1975 году в Эритрее. Когда ему было пять лет, его мать умерла при родах. Через два года секретная полиция арестовала его отца, но тому удалось сбежать из тюрьмы и скрыться в Италии. В 14 лет Зераи в поисках отца отправился за ним, однако за это время тот успел снова жениться и отказался принимать большое участие в жизни сына. В Риме предоставленный сам себе Зераи встретил священника, помогавшего мигрантам, и понял, что может осуществить свою детскую мечту — служение церкви. Эта мечта стала реальностью в 2000 году, когда он поступил в духовную семинарию.

Имя Зераи стало известно среди мигрантов, когда в 2003 году он работал переводчиком для итальянского журналиста в тюрьмах Муаммара Кадаффи. «Когда они поняли, что я ими заинтересовался, они записали мой телефонный номер на стене с припиской "В случае чрезвычайной ситуации звонить по этому номеру"», — вспоминает священник.

В том же году Зераи услышал первый звонок от мигранта, находящегося в Средиземном море, и сначала подумал, что это шутка. С тех пор он ежедневно получает сотни таких же звонков, даже во время месс. Его номер знают в центрах содержания под стражей и в лагерях беженцев в Северной Африке. Ему звонят даже из Йемена и Индонезии.

По телефону священник узнает координаты мигрантов и передает эти данные береговой охране Италии и военно-морским властям Евросоюза. Однако чиновники не всегда принимают меры по спасению беженцев. В 2011 году Зераи сообщил береговой охране о 72 людях на борту надувной лодки. Тем не менее, им никто не пришел на помощь. Беженцы 15 дней дрейфовали в море без еды и воды. Спасатели нашли только девять выживших. С тех пор Зераи посылает все сообщения на электронную почту береговой охраны и ставит в копию службу помощи мигрантам Watch The Med.

В 2006 году Зераи стал сооснователем гуманитарной организации Habeshia, которая защищает интересы беженцев. Свое название Habeshia получила в честь народа Хабеша или абиссинцев, который включает в себя этнические группы Эфиопии и Эритреи. Организация помогает спасать людей, похищенных бандами в Синайской пустыне в надежде на выкуп от их семей, освобождает превращенных в секс-рабынь девушек и беременных женщин, спасает людей, у которых похитители забирают внутренние органы.

Большую часть времени священник проводит в Италии и Швейцарии, где способствует росту эритрейской диаспоры. По данным ООН, более 360 тысяч эритрейских беженцев разбросаны по 56 странам. Более 30 тысяч из них прибыли в Италию в 2015 году. Эритрейцы бегут в Европу от обязательной службы в своей стране, которая призывает достигших совершеннолетия мужчин и женщин на неопределенный срок и без денежных выплат. Молодежь жалуется Зераи на эритрейский воинский призыв: «В чем мое будущее? Я не могу потратить 15-20 лет моей жизни на военную службу. Я стал рабом режима», — цитирует священник обращающихся к нему за помощью молодых людей. «Он наш посол. Обычно вы звоните в посольство… Наш народ в беде обращается к отцу Мусси», — рассказала эритрейская активистка, радиоведущая в Швеции Мерон Эстефанос. 

«За последние 15 лет более 25 тысяч человек погибли в Средиземном море. И что Европа делает сейчас? Строит стены и прокладывает колючую проволоку», — сетует Зераи.

Глава Института по изучению проблем мира в Осло Кристиан Берг Хапвикен называет Зераи своим фаворитом в борьбе за Нобелевскую премию, хотя до кризиса миграции в Европе победителем в гонке для Хапвикена был папа Франциск. Между тем, понтифик, скорее всего, не будет разочарован, если премия достанется священнику из Эритреи. В 2015 году оба священнослужителя встретились на конференции по проблеме торговли людьми и поделились историями мигрантов, которые они услышали на острове Лампедуза. «Он сказал мне: наберитесь мужества, отец, так держать», — вспомнил Зераи. По словам священника, он не ожидал выдвижения на Нобелевскую премию, но надеется, что его номинация даст мигрантам право голоса в международном сообществе, которое часто закрывает глаза на трагедии в Средиземном море.

Денис Мукенгере Муквеге

Муквеге родился в 1955 году в Конго. В детстве вместе со своим отцом-пастором Муквеге часто посещал больных людей и позже решил стать врачом, чтобы вылечить всех тех, за кого молился его отец. Он получил медицинское образование в соседнем городе Бурунди и начал работать в Христианском госпитале в Лемере.

Во время работы Муквеге был шокирован тем, что после родов на дому в селах женщин везут в больницу на спинах мулов. Множество других женщин просто приходили в госпитали, чтобы умереть после продолжительных и мучительных родов. Столкнувшись с большим количеством послеродовых осложнений у конголезок, не имеющих возможности получить специализированную медицинскую помощь, Муквеге отправился изучать гинекологию и акушерство во французский университет Анже.

Закончив университет, Муквеге основал в 1999 году на родине, в городе Букаву, госпиталь Панзи, который начал оказывать медпомощь женщинам, ставшим жертвами групповых изнасилований, что часто практиковали повстанцы во время вооруженного конфликта 2004-2009 годов в Букаву. Благодаря работе госпиталя Муквеге признали крупнейшим современным специалистом в области лечения гинекологических травм. Во время Второй Конголезской войны 1998-2002 года Муквеге помог тысячам женщин, делая по девять операций за 18-часовой рабочий день. «Я работал, не переставая. Я ничего не помню, кроме крови, скальпеля, крови, женщин... одной за другой», — вспоминал врач.

Изначально госпиталь был рассчитан на 120 мест, но позже это число увеличилось до 350. Панзи принимает 410 пациентов в месяц. По статистике, в Конго насилуют около 1100 женщин ежемесячно, то есть в среднем 36 девушек и женщин каждый день.

«Африканские женщины несут африканскую экономику на своих плечах. Если их психологически или физически уничтожат, круг бедности замкнется навсегда. Если вы уничтожите женщину, вы уничтожите вместе с ней еще примерно шесть других людей, поскольку женщина не сможет больше заботиться о своих детях», — рассказал Муквеге. «Женские тела стали настоящим полем боя, и изнасилование используется в качестве оружия в этой войне», — добавил доктор.

В 2008 году Муквеге вручили премию ООН по правам человека, на следующий год — правозащитную премию Улофа Пальме, в 2014 году — премию имени Сахарова за реабилитацию жертв сексуального насилия в военное время.

На сайте Панзи опубликована история девушки Матэсо, которая лечится в госпитале. «Когда мне было 13 лет, по дороге на рынок меня похитили повстанцы. Они держали меня в плену один год. Они насиловали меня, и я забеременела. Когда пришло время рожать ребенка, солдаты доставали его с помощью ножа. Ребенок умер, а меня солдаты закрыли в комнате и оставили истекать кровью. Вокруг меня было много мух, они летали возле ран. Солдаты и не думали, что я могла убежать, но я нашла в себе силы и шла три ночи, прячась в дневное время. С тех пор я живу в госпитале Панзи и перенесла уже много операций. Я благодарна доктору Денису за его заботу обо мне. Однажды я надеюсь вернуться в родную деревню», — рассказала Матэсо.

Журналистка Стефани Нолен в 2008 году пересказала историю еще одной женщины, лечившейся у Муквеге. Ее половые органы были изуродованы, и ей пришлось перенести множество операций, чтобы вылечиться. В конце концов девушка вернулась домой, в деревню на юго-востоке Конго. В 2007 году ее снова похитили, на этот раз ополчение Интерахамве — остатки руандских повстанцев, которые начали геноцид в Руанде в 1994 году, а затем бежали в джунгли Конго. Боевики забрали девушку в свой лесной лагерь и использовали ее для секса в течение девяти месяцев, пока она не забеременела, а затем отпустили ее. Изуродованная и страдающая от истощения, она вернулась в свою деревню. Из-за ран и слабости она умерла при родах.

«Новая газета»

Последним сильным кандидатом на Нобелевскую премию мира является, по версии букмекеров, основанная в 1993 году «Новая газета». Все годы своего существования издание обличало преступления российских чиновников. По мнению Кристиана Берга Харивикена, в 2015 году газета достойна премии за «критику Путина» и «разоблачение коррупции».

Деятельность «Новой газеты» в 2015 году запомнилась серией статей, посвященных конфликту на юго-востоке Украины, публикацией данных об элитной недвижимости чиновников Федеральной службы безопасности и борьбой журналистов издания с чеченскими чиновниками во главе с Рамзаном Кадыровым.

2015 год «Новая газета» начала с публикации выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Благодаря этим документам журналистам удалось выявить махинации чиновников ФСБ со своим имуществом.

Так, у замдиректора ФСБ Сергея Смирнова нашлась незадекларированная квартира площадью 144,2 квадратного метра в элитном жилом комплексе «Парадный квартал» в Санкт-Петербурге. В начале года стоимость такой квартиры оценивалась в 35-45 миллионов рублей. Супруга Смирнова стала обладательницей квартиры в 2010 году — в том же году пара на двоих заработала меньше четырех миллионов рублей.

В июле «Новая газета» выяснила, что директор ФСБ Александр Бортников и еще 10 его коллег стали долларовыми миллионерами, продав 4,8 гектара земли в деревне Калчуга на Рублево-Успенском шоссе. На большей части территории раньше находился оздоровительный лагерь для детей сотрудников КГБ, перешедший в собственность ФСБ. В 2005 году землю отдали в собственность муниципалитета Одинцовского района, а тот в 2007 году передал его в безвозмездное срочное пользование дачному некоммерческому партнерству «Калчуга 4», созданному чиновниками ФСБ. Чиновники разделили землю на 20 участков и продали их.

По всей видимости, ФСБ решила прекратить расследования «Новой» вокруг своей собственности и в июле предложила разрешить доступ к ЕГРП только правообладателям, их представителям и «компетентным органам». В октябре российское правительство поддержало идею службы. В ФСБ рассчитывают, что новое правило вступит в силу в марте 2016 года.

Освещение «Новой» ситуации на Украине запомнилось взятым в марте журналисткой Еленой Костюченко интервью у российского танкиста-контрактника Доржи Батомункуева, который получил тяжелые ожоговые ранения во время боев за украинский город Дебальцево. Батомункуев рассказал о роли военных из Бурятии в украинском конфликте и о том, что не жалеет о своем участии в боях в чужой стране. 

Через два месяца в Луганской области были задержаны россияне Александр Александров и Евгений Ерофеев. Они заявили, что являются сотрудниками ГРУ, и украинские власти придерживаются этой версии. В России заявляют, что военные давно уволились из армии и участвовали в боях на Донбассе в качестве добровольцев. Журналист «Новой газеты» Павел Каныгин в конце мая специально приехал в киевский госпиталь, где содержались россияне, чтобы узнать их версию произошедшего. Александров и Ерофеев рассказали, что не увольнялись из армии, что присутствовали на Донбассе в качестве разведчиков и что они разочарованы поведением российских властей и их напуганных родственников. Сейчас оба бойца находятся под арестом и ожидают решения украинского суда.

После интервью со спецназовцами Каныгин отправился в Донецкую народную республику. Бойцы ДНР задержали журналиста и обвинили его в том, что он работает на украинское издание. При задержании Каныгина избили и угрожали ему убийством. Позже в тот же день «органы безопасности ДНР» вывезли его в поле возле приграничного российско-украинского КПП «Матвеев Курган» и отпустили.

Тем временем журналистка «Новой» Елена Милашина боролась за свободу чеченских женщин. В апреле она сообщила, что ей позвонили из чеченского села Байтарки и пожаловались, что 46-летний глава Ножай-Юртовского РОВД Нажуд Гучигов перекрыл подъезды к селу и требует выдать за него замуж 17-летнюю Луизу Гойлабиеву. Сам Гучигов заявил «Новой», что давно счастливо женат и не требует себе новую невесту. Однако глава Чечни Рамзан Кадыров подтвердил информацию о свадьбе, опроверг сообщения о уже имеющемся браке у Гучигова и потребовал не мешать приготовлениям к свадьбе.

Милашина решила сама приехать в Байтарки, чтобы разобраться с происходящим, но столкнулась с нежеланием Гойлабиевых встречаться и разговаривать с ней. Вместе с тем ее предупредили, что чеченские силовики следят за ней и ей следует соблюдать осторожность. Милашина предпочла улететь обратно в Москву. 16 мая Гойлабиева и Гучигов расписались. Глава Чечни назвал церемонию «свадьбой века» и лично явился в ЗАГС.

Помимо этого, «Новая» публиковала информацию о том, что за убийством бывшего вице-премьера Бориса Немцова стоят высокопоставленные чеченские чиновники, требовала предоставить госохрану журналисту Олегу Кашину и рассказывала подробности работы «фабрики троллей» в Санкт-Петербурге. Все это время газета испытывает финансовые трудности: в марте главный редактор Дмитрий Муратов заявил, что издание может закрыться, поскольку не в состоянии конкурировать со СМИ, которые «дотируются государством». Судьбу онлайн-версии «Новой» он не уточнил.