Фото: Pixhere
Фото: Pixhere

Тело погибшей Парвати Богати нашла ее свекровь. В полиции рассказали, что женщина отравилась угарным газом: она закрыла дверь хижины, в которой не было окон, и разожгла огонь на полу, чтобы согреться.

Это не первая подобная трагедия, случившаяся с начала 2019 года: в середине января 35-летняя Амба Бохара и двое ее сыновей скончались в коровнике по той же причине. До гибели семья провела в изоляции четыре дня.

Многовековая традиция чхаупади, практикуемая в Непале, уходит своими корнями в индуистские табу. На время менструаций женщин изолируют, запрещают им трогать некоторые продукты, религиозные идолы и других людей. Считается, что контакт с «нечистой женщиной» приносит несчастья.

При этом чхаупади в Непале официально объявили вне закона еще в 2005 году. С 2018 года за принуждение женщины ее соблюдать виновного штрафуют на три тысячи непальских рупий (менее двух тысяч рублей) и заключают в тюрьму на три месяца.

Однако, несмотря на запрет, этот обычай все еще поддерживается в бедных западных регионах страны, поэтому список жертв постоянно пополняется, а многие женщины продолжают находиться во время менструаций в антисанитарных и непригодных для жизни условиях.

Женские проблемы, оставшиеся без решения

В ООН сообщают, что соблюдение чхаупади провоцирует диарею, пневмонию и респираторные заболевания, повышает риск сексуального насилия и нападений диких животных, увеличивает уровень материнской и младенческой смертности.

Но не только в Непале женщины страдают от дискриминации из-за менструации.

По данным доклада ЮНИСЕФ и ВОЗ за 2015 год, по крайней мере у 500 миллионов девочек и женщин нет минимальных условий, необходимых для поддержания гигиены и комфорта в период менструации.

В странах третьего мира существует негласный запрет заявлять о женских проблемах, связанных с менструацией, поэтому они не получают решения.

Согласно результатам исследований Nielsen и Plan India, в сельских районах Индии каждая пятая девочка бросает школу после начала месячных, а из 355 миллионов менструирующих девушек и женщин в стране только 12 процентов имеют возможность использовать тампоны или прокладки. В той же Индии около 70 процентов смертей, связанных с заболеваниями женской репродуктивной системы, происходят из-за отсутствия доступа к средствам гигиены во время менструации.

В странах Африки к югу от Сахары каждая десятая девочка вынуждена пропускать школу во время регул.

С такими же проблемами, но в меньших масштабах сталкиваются и благополучные западные страны. В 2017 году СМИ сообщали, что школьницы в британском Лидсе регулярно пропускают учебу, поскольку не могут позволить себе средства гигиены. Девочки предпочитали оставаться дома: они стыдились прийти в школу, потому что им приходилось использовать вместо прокладок носки, набитые салфетками, порванные футболки или газеты, как это до сих пор принято в бедных слоях общества. В этих семьях гигиенические средства для менструаций — непозволительная роскошь.

Предрассудки и запреты

Тема менструаций остается табуированной. Месячные продолжают ассоциироваться у людей с чем-то грязным и неприятным или, в лучшем случае, ПМС становится поводом для шуток. В западной прессе даже появился термин period-shaming, отражающий отношение окружающих к менструации как к чему-то стыдному и неприличному.

Многие предрассудки относительно менструаций связаны с религией. И это касается не только традиции чхаупади и индуизма. В православии женщина не имеет права «приступать к святая святых доколе не очистится», то есть посещать церковь и молиться во время месячных можно, но причащаться и креститься, согласно каноническим церковным правилам, нельзя. В исламе женщине в состоянии хайда (месячные) или нифаса (послеродовое кровотечение) запрещается совершать намаз. У иудеев в ветхозаветной книге Левит (15:33) написано: «Когда у женщины бывает обычное кровотечение, она нечиста семь дней, и всякий, кто коснется ее, станет нечист до вечера».

Права человека и «налог на тампоны»

Несмотря на то что отсутствие доступа к чистым ванным комнатам и средствам интимной гигиены сейчас признано нарушением прав человека, наравне с нехваткой питьевой воды и гендерным неравенством, по-прежнему даже в развитых странах на уровне экономики наблюдается перекос. Так, до сих пор тампоны и прокладки в США облагаются повышенным налогом на добавленную стоимость почти в 40 штатах, так как не считаются средством первой необходимости, но при этом на подгузники для взрослых и «Виагру» налога нет вовсе. В России, кстати, ситуация намного лучше: гигиенические средства включены в специальный список медицинских товаров, которые облагаются налогом в 10 процентов, при основной ставке НДС по стране в 20 процентов. В Австралии в прошлом году вообще отменили «налог на тампоны», а во Франции его понизили с 20 процентов до 5,5.  

Менструальный феминизм

Американская феминистка и журналистка Глория Стайнем в 1978 году написала эссе, в котором попыталась ответить на вопрос: «Что же произойдет, если внезапно, магическим образом, у мужчин будут менструации, а у женщин — нет?» И пишет: «Ответ ясен: менструация сразу же станет поводом, достойным зависти, и великим признаком настоящей мужественности. Мужчины будут сравнивать и спорить, у кого длиннее и сильнее критические дни. Мальчики будут праздновать начало месячных и хвастаться ими. Разумеется, в культуре будут существовать религиозные обряды специально для этого случая».

Сегодня феминистки устраивают акции и запускают кампании, пытаясь объяснить всему миру, что месячные — это нормально.

19-летняя студентка из Лондона Амика Джордж с 2017 года в рамках организованной ей кампании #FreePeriod призывает правительство бесплатно предоставлять средства интимной гигиены детям из малообеспеченных семей. «Будучи школьницей, я пришла в ужас, когда узнала, что естественная биологическая функция лишает девочек права на равное образование и ставит под угрозу их академические достижения. Бездействие правительства побудило меня начать кампанию», — рассказывает девушка.

26-летняя барабанщица и активистка Киран Ганди пробежала лондонский марафон без тампона и прокладки, не стесняясь красного пятна на своих леггинсах, чтобы показать, что женщинам не стоит стыдиться своих месячных. Девушка считает, что кровь не должна быть помехой тому, чтобы заниматься спортом и другими обыденными делами. Кстати, Ганди заняла второе место.

 

В 2017 году компания Essity, которая владеет брендом Libresse, выпустила в Великобритании рекламу прокладок Blood normal, где синюю жидкость заменили на красную, не избегая ассоциаций с менструальной кровью. В 2018 году ролику присудили гран-при Glass Lions: The Lion For Change на международном фестивале рекламы «Каннские львы» во Франции.

Канадская поэтесса индийского происхождения Рупи Каур выложила в инстаграм фото, на котором она лежит в постели с кровавым пятном на спортивных штанах, в знак протеста против политики соцсети. Незадолго до этого модераторы удалили фотографию обнаженной девушки, на бедрах которой была менструальная кровь, из-за того, что это противоречило требованиям инстаграма. Поэтому Каур сделала и выложила этот кадр, на котором она полностью одета, что не нарушает правила.

20-летняя студентка Аруши Дуа из Индии написала письмо Марку Цукербергу, в котором попросила его добавить в фейсбуке кнопку On my period («У меня менструация»). Девушка выразила надежду, что это может помочь сделать эту тему менее запретной. «Фейсбук как социальная платформа очень влиятелен и может внести большой вклад в продвижение положительного отношения к менструации», — написала она.

Автор: Арина Кочемарова