Top.Mail.Ru
КЭФ'19. Президент АКИТ Артем Соколов:

Что мешает российским интернет-компаниям конкурировать с мировыми в сфере торговли

Редакционный материал

28–30 марта в Красноярске проходит Экономический форум. «Сноб» выступает его генеральным медиапартнером. Одной из центральных тем форума стала конкурентоспособность российских производителей в различных отраслях. О ситуации в электронной коммерции «Снобу» рассказал президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов

29 Март 2019 18:13

Забрать себе

Фото: Bonnie Kittle

Рынок интернет-торговли не имеет границ: человек может заказать товар из любой точки земного шара. Поэтому, выходя в интернет, российские производители и интернет-магазины автоматически вступают в конкуренцию на глобальном уровне с крупными игроками, такими как Alibaba, eBay, ASOS, Amazon. Как на внутренних, так и на зарубежных площадках одна треть от всех интернет-покупок приходится на бытовую технику и электронику, другая — на одежду и обувь.

Существующий лимит беспошлинного ввоза по весу — 25 килограммов — и по стоимости — 500 евро — незначительно сказывается на товарообороте в электронной коммерции, поскольку основная часть заказов, доставляемых из-за рубежа, по стоимости намного ниже этой суммы. Основная часть импорта в Россию идет из Китая: на него приходится 93% посылок, ввозимых в Россию, стоимостью не больше 20-30 евро. Всего за прошлый год в страну поступило 380 миллионов посылок из-за границы — практически миллион посылок в день.

Сегодня около 60% покупок российских граждан в интернете приходится на заказы в российских интернет-магазинах, а 40% на зарубежные, причем доля зарубежных компаний постоянно растет на протяжении последних 10 лет.

Отправляя товары, зарубежные компании по сути попадают в ситуацию «двойного налогонеобложения»: у них есть возможность вычитать НДС у себя в стране, и не платить его в России

Конкуренция идет не только между российскими и зарубежными интернет-магазинами, но и между производителями, и здесь российские компании оказываются в менее выгодных условиях. Отправляя товары, зарубежные компании по сути попадают в ситуацию «двойного налогонеобложения»: у них есть возможность вычитать НДС у себя в стране, и не платить его в России. У российских экспортеров ситуация обратная. В 2016 году Китай убрал все возможные беспошлинные лимиты. Сейчас любая посылка в Китай полностью облагается налогами:17% НДС и 42,5% налог на потребление — в общей сложности 60% за отправку товара на китайский рынок.

Несмотря на то, что с 2017 года действует нулевая ставка НДС при отправке экспорта, получить этот вычет достаточно проблематично: все бумаги должны быть подписаны на месте, а затем предоставлены в налоговую вместе с отчетностью об экспортной выручке. Таким образом складывается ситуация, при которой наш рынок открыт для всех, а для российских производителей доступ на иностранные рынки крайне проблематичен.

Российским поставщикам стоит обратить внимание на рынки стран СНГ и Европы, потому что китайский рынок и без того достаточно насыщен собственной продукцией

Если Россия хочет стать конкурентоспособной в области интернет-торговли, вопрос с импортом и экспортом необходимо решать. Можно перенять европейский опыт: компании становятся на налоговый учет той страны, в которую они отправляют товары и, соответственно, платят налоги в ее бюджет. В вопросе экспорта необходимо упростить процедуру получения нулевой ставки НДС. Для этого надо создать сквозную базу данных, совместив базы таможни и налоговой. Также российским поставщикам стоит обратить внимание на рынки стран СНГ и Европы, потому что китайский рынок и без того достаточно насыщен собственной продукцией.

У российской электронной коммерции есть огромный потенциал для роста: всего 3,5% розничной торговли приходится на интернет-магазины. Для сравнения, в США — 9%, в Китае — 23%. Я уверен, что в ближайшие 3-4 года доля покупок в интернете может возрасти до 10%. Уже сейчас заметна тенденция к росту: по прогнозам на 2018 год, весь объем российской интернет-торговли, включая покупки в зарубежных магазинах, должен был составить 1 триллион 250 миллиардов рублей. Пока точных цифр за 2018 год нет, но уже сейчас очевидно, что объем рынка превысил эту сумму.

Подготовили Арина Крючкова, Ксения Праведная

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев

Хотите это обсудить?

Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Чего не хватает российскому бизнесу
О главных проблемах российских производителей

Новости партнеров

О том, что нужно для развития бизнеса в России