Мария Семендяева

Юрг Шмид: Современный туризм родился в Швейцарии

СВ чем, на ваш взгляд, уникальное туристическое предложение Швейцарии?

0

«Травиата» в Большом. Дисциплина ради любви

Начать рассказ о том, как ты сходил на репетицию в Большой театр, не впав в пошлость, почти невозможно. Даже если опустить подробности того, как ты, переминаясь с ноги на ногу, томишься на проходной 14-го, служебного, подъезда, и не вдаваться в описание вкуснейшего грошового обеда в местной столовой, все равно от стереотипов не отделаться. Угловатые балерины в мягких тапочках, дружелюбные охранники, строгие работники бутафорского цеха — все эти персонажи фигурировали в десятках рассказов о «волшебном мире театра». Но, вероятно, это и есть одна из главных особенностей театрального закулисья — оно неизменно, как родовая община где-нибудь в Папуа Новой Гвинее.

Попадая в Большой, кожей ощущаешь царящую здесь дисциплину, которая, кажется, наполняет каждый сантиметр пространства — от цеха, где шьют одежду для постановок, до коридоров, связывающих Новую сцену с исторической и со вспомогательным зданием в соседнем переулке. По этим коридорам можно за день намотать километров десять, но со всеми встречными принято здороваться, и это с непривычки немного странно. Особенно дисциплина заметна, разумеется, на репетиции.

В большом репетиционном зале на пятом этаже идет репетиция оперы «Травиата» под руководством режиссера Франчески Замбелло. В 2002 году в Большом театре Замбелло ставила «Турандот» Пуччини, а в 2004-м первой в Большом поставила оперу Сергея Прокофьева «Огненный ангел». На репетиции она сидит в джинсах, удобных кроссовках и толстом черном свитере. Подозвав меня в перерыве, Франческа дает согласие на интервью, но только после репетиции. Я совершенно не против подождать.

Ставят сцену на балу у Флоры, когда Альфред швыряет Виолетте в лицо выигранные за карточной игрой деньги. Репетируют человек тридцать — это артисты миманса и солисты. Сцена рисуется несколькими слоями. Режиссер хочет добиться максимальной точности — сначала отдельно репетируют, как миманс входит и уносит стулья. Затем отдельно — арию Альфреда и реакцию на нее публики. Публика дисциплинированно изображает разгул, чтобы затем хором выразить возмущение бесчеловечным поступком Альфреда. Возмущен и дирижер-постановщик Лоран Кампеллоне: артисты говорят нараспев, и он просит их артикулировать четко и естественно. Франческа Замбелло требует, чтобы артисты разобрались по парам, и с этим, как всегда, начинаются проблемы. «Так! Все тенора подошли к своим сопрано! Кому не хватило пары — к свободным меццо-сопрано!» Когда гости понимают, что произошло между Виолеттой и Альфредом, им хочется обнять своих родных, в знак того, что с ними ничего такого случиться не может. «У каждого тенора сейчас задача — защитить свою даму, чтобы она не кончила, как Виолетта», — будничным тоном объясняет помощник режиссера, и взрослые артисты хихикают, как девятиклассники. Гости Флоры раз за разом загоняют бедного Альфреда к самому краю сцены, потом он бросается назад и натыкается на своего отца. Когда Евгений Наговицын в роли Альфреда в очередной раз начинает петь о своей обиде, дирижер-постановщик Лоран Кампеллоне на секунду делает что-то лицом, и солист, моментально побагровев, едва не срывается на смех, голос у него начинает подрагивать. Франческа Замбелло тут же поворачивается к Кампеллоне и по-учительски строго поднимает брови: Are you really doing this? Я даже не успеваю удивиться, когда она берет со своего стола кожаный стек для верховой езды — ну а что, дисциплина же. Оказывается, стек — это реквизит для хозяйки бала Флоры.

0

Анатолий Иксанов: Большой театр бесконечен, моей жизни не хватит, чтобы он мне наскучил

СВы учились на отделении экономики и организации театрального дела театроведческого факультета Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Почему вы пошли туда учиться? Вы мечтали о такой работе?

Я окончил физико-математическую школу и поступил в Балтийский государственный технический университет, тогда — Военмех. Но через три года понял, что это совершенно не мое.

0

Михаил Швыдкой: Восемь историй о Большом театре

1.  В Большой театр из коммуналки

0

Захват Екатеринбурга

На прошлой неделе в ЕкатеринбургеЕ открылась вторая по счету Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Это инициатива местного отделения Государственного центра современного искусства, во главе с Алисой Прудниковой , невероятно предприимчивым комиссаром биеннале. Учитывая немалое количество действующих и заброшенных заводов на территории Екатеринбурга и Свердловской области, возможности для творческого освоения огромных заводских цехов почти безграничные. Так недалеко и до того, чтобы опустить искусство в бывшую шахту — как это сделали в этом году на европейской биеннале «Манифеста», прошедшей в бельгийском Генке.

0

Пермь. Культурная столица для российских чиновников

В воскресенье 27 мая в Перми завершился Международный Дягилевский фестиваль музыки, оперы и балета, организованный художественным руководителем пермского Театра оперы и балета Теодором Курентзисом. Курентзис был приглашен на эту должность в прошлом году — звезда европейских и российских фестивалей, он до этого несколько лет руководил аналогичным театром в Новосибирске. Генеральное руководство театром принадлежит Марку де Мони, создававшему в Санкт-Петербурге в конце 90-х годов фестиваль Earlymusic, а затем работавшему в Михайловском театре. В этом году благодаря усилиям Теодора Курентзиса и Марка де Мони Дягилевский фестиваль, проводившийся с 2003 года в режиме биеннале, стал ежегодным. На фестивале прошли спектакли греческого режиссера Теодора Терзопулоса, современного мэтра античных трагедий; в «Бахчисарайском фонтане» — знаменитом советском драматическом балете — станцевала французская «этуаль» Гранд-Опера Мари-Аньес Жило; была исполнена премьера нового «музыкального произведения в народном духе» Геревень композитора Владимира Николаева - вдохновленного «Свадебкой» Стравинского; прошла российская премьера оперы Medeamaterial Дюсапена по пьесе Хайнера Мюллера. Даже если залы и были заполнены на две трети прибывшими из Москвы и Европы гостями, треть составляли обычные зрители пермского театра и пермской филармонии — и они хлопали в ладоши и кричали «Браво!»

Эта реакция необыкновенно важна, поскольку в связи с пермским культурным проектом, запущенным еще в 2007 году, звучало много раз, что «пермякам не нужно», «пермяки не понимают» привезенного им Маратом Гельманом и Борисом Мильграмом современного искусства. Однако вторая волна культурной колонизации Перми с участием не просто неприятных условных москвичей, а иностранцев, хоть и говорящих по-русски — Курентзиса и де Мони — проходит куда успешнее первой. Тому есть, конечно, простое объяснение. В Перми принято гордиться своим культурным наследием — в 1870 году был основан Театр оперы и балета, которым теперь руководит Теодор Курентзис, в 1898 году в городе открыли первый кинотеатр, в 1909 году здесь образовалось музыкальное общество, которое впоследствии превратилось в краевую филармонию. В советское время культурные достижения императорских времен были закреплены в граните — об этом свидетельствуют огромные здания театра «Театр», пермской филармонии, Органного зала. У того, что принято называть классическим искусством, в Перми всегда была своя определенная аудитория, поэтому все эксперименты Теодора Курентзиса легли на подготовленную почву.

По словам Бориса Мильграма, бывшего вице-премьера Пермского края, с которым мы встретились в Перми, цель культурного проекта была в том, чтобы «не помогать театрам, а изменять жизнь людей». Он был одним из тех, кто способствовал участию Перми в конкурсе «Культурная столица Европы-2016». В Брюсселе и Берлине уже открылись представительства Пермского края. Однако за громким статусом «культурной столицы» кроется обычная программа по материальному поддержанию местного европейского культурного наследия. Культурные  столицы Европы 2012 года — португальский Гимарайнш и словенский Марибор. Согласно Википедии, в первом есть средневековый замок, а во втором — средневековый замок, собор, синагога и первоклассная слаломная трасса. Это милые маленькие города, расположенные в странах со слабой экономикой. Пермь от статуса культурной столицы отделяет лишь одно ограничение: формально все претенденты должны входить в Европейский союз. Сейчас, по словам Бориса Мильграма, идет речь о том, чтобы сделать исключение. В остальном Пермь ничуть не хуже других городов-претендентов, например, Вроцлава, который уже отобран как одна из культурных столиц 2016 года.

Пока что будущая культурная столица Европы замерла в ожидании. После отставки Олега Чиркунова был назначен новый губернатор Виктор Басаргин, который начал свою работу с критики «мифов о Перми» и с заявления о том, что его приоритеты — строительство детских садов и социального жилья. Если новый губернатор не зарубит проект реконструкции Театра оперы и балета стоимостью 3 млрд рублей, запланированный на 2015 год, тогда эстафета культурной революции официально перейдет к Теодору Курентзису и его команде. Так что статус культурной столицы нужен скорее не для того, чтобы заявить о Перми на всю Европу, а для того, чтобы подтвердить значимость происходящих изменений для собственных чиновников.

0

Муаммар Каддафи старый панк

Смотрю вот это видео и понимаю, что Муаммар Каддафи круче всех.

0

Премия Кандинского на этот раз никого не обидела

В четверг, 9 декабря, в Центральном доме художника в Москве прошла ежегодная церемония вручения премии Кандинского, главной российской награды за достижения в современном искусстве.

0
Мария упоминается в этом тексте

Триумфальная, 31. Репортаж с митингов в Москве, Лондоне и Нью-Йорке

UPDАТЕ, 31.10.10, 20:25

0

Дэмиена Херста обвинили в плагиате восьми чужих работ

По его словам, работа с распятой овцой (In The Name of the Father, 2007), аптечный кабинет (Pharmacy, 1992), а также круглые работы с использованием струйной живописи (spin paintings) и красочных пятен (spot paintings), мяч, удерживаемый струей воздуха (Beach Ball, 1997), анатомическая модель (The Hymn, 1996) и, наконец, изображение раковой клетки (Cancer of Fat Cells, 2007) — это чужие идеи.

0
Мария упоминается в этом тексте

Репортажи с митингов в Москве, Лондоне, Нью-Йорке

UPDATE 01.09.2010

0

Концерт против вырубки Химкинского леса

Я собираюсь в воскресенье 22-го августа в 17.00 на Пушкинскую площадь на концерт, посвященный защите Химкинского леса от вырубки. 

0

В Лондоне покажут рекордное количество полотен Леонардо

Беспрецедентная по количеству экспонатов выставка произведений Леонардо да Винчи пройдет в Национальной галерее в ноябре 2011 года. Организаторы с уверенностью говорят о пяти (пока не названных) картинах великого живописца, которые будут на выставке, и это не считая примерно полусотни предметов графики и набросков.

0
Мария упоминается в этом тексте

Митинг на Триумфальной: Новый разгон и новые задержания

Апдейт (01-08-2010, 09:50): 31 июля оппозиционеров на Триумфальной жестко задерживали за любую попытку напомнить о несанкционированной акции в защиту свободы собраний. В результате в ОВД оказались больше 70 человек. В их числе были один из лидеров движения «Солидарность» Борис Немцов, которого, как он сообщил, задержали, когда он давал автограф на своей книжке, и координатор движения «Левый фронт» Сергей Удальцов. Через три часа задержанных начали отпускать, предъявив им административную статью 19.3, «неповиновение сотрудникам милиции», которая предусматривает до 15 суток ареста. Материалы милиция должна направить мировым судьям по месту жительства.

0
Мария упоминается в этом тексте

Митинг в прямом эфире

31 мая в 18.00 на Триумфальной площади прошел митинг в поддержку 31-й статьи Конституции РФ, которая гарантирует свободу собраний.

0

Дегенеративное искусство возвращается на рынок

В базе на сайте университета собрано более 21 тысячи произведений, среди которых работы Эмиля Нольде, Василия Кандинского, Отто Дикса, Марка Шагала, Эрнста Людвига Кирхнера, Эль Лисицкого. Эти работы в течение 1936 года были конфискованы из музеев Германии специальной комиссией под руководством Адольфа Циглера, а в 1937 году показаны в Мюнхене на выставке «Дегенеративное искусство».

0
Мария упоминается в этом тексте

Митинги в прямом эфире

В связи с трагическими событиями мнения организаторов митинга разделились: в частности, Людмила Алексеева решила вместо участия в митинге почтить память погибших на станции метро «Парк культуры», а Эдуард Лимонов принял решение все-таки проводить митинг. На этой странице наши корреспонденты вели прямой репортаж с обоих событий. В 18.00 по Москве мы начали сообщать о митинге на Триумфальной площади с Лимоновым, а в 20.00 — об акции памяти с Людмилой Алексеевой.

0

Теодор Курентзис учит московскую публику Бартока любить

Начали с сюиты для симфонического оркестра «Пеллеас и Мелизанда» Яна Сибелиуса, написанной им для спектакля по одноименной пьесе Метерлинка. Это произведение Теодор Курентзис любит с детства:

0

Сергей Гуриев заглянул в «Послезавтра»

На радиостанции «Эхо Москвы» стартовала новая передача «Послезавтра», которую ведут Тоня Самсонова и Сергей Гуриев. Это первый опыт Сергея Гуриева в роли радиоведущего, хотя ему уже приходилось выступать на радио в качестве гостя. За 15 минут до эфира оба ведущих нервничали, то и дело поглядывая на часы: вот-вот должен был подойти первый гость передачи — Рубен Варданян, председатель совета директоров группы компаний «Тройка Диалог» и президент Московской школы управления «Сколково». К счастью, Рубен Варданян явился вовремя и даже успел рассказать пару анекдотов, чем немного разрядил обстановку. Алексей Венедиктов, который зашел к ведущим с напутствием, внезапно разрешил Рубену Варданяну ругаться матом в прямом эфире, потому что, объяснил он, ответственность за сказанное в прямом эфире несет тот, кто произнес слова, а не радиостанция. Наконец за несколько минут до начала все ушли в студию, где ведется запись.

0

Григорий Ревзин наказан судом за кунштюк

Опровергнута такая фраза Григория Ревзина: «Итог двухлетней работы Юрия Лужкова и его команды поражает сочетанием наивности и апломба. Такого кунштюка в мире не найдешь». Ревзин написал это еще два года назад в статье «Пустое вместо». Ему показалась странной идея «восстанавливать» никогда не существовавший дворец, да еще дополнить начатую в XVIII веке постройку архитектурными новациями века XIX.

0

Айдан Салахова подвесила березовые колонны к потолку, а Евгений Митта объяснил зачем

0

Разрешенный митинг оказался хуже запрещенного

Еще на подходе к Триумфальной площади бросались в глаза прежде всего многочисленные милицейские автобусы, которыми была оцеплена площадь. Тут же рядом милиционеры строились в колонны, кое-где виднелись спины омоновцев. К началу разрешенного митинга собралось совсем немного людей, и 90 процентов из них, как обычно, журналисты. На площади поставили грузовичок, с которого впоследствии выступали организаторы — представители «Солидарности», Республиканской партии, движения «Мы», «Обороны» и «Левого фронта». Не было ни музыкальной программы, которая обычно сопутствует разным городским мероприятиям, ни напитков в розлив, ни большого скопления народа. Быть может, это только начало, подумала я, и дальше будет повеселее?

0

Пепперштейн, Аввакумов и Кошляков выставились в «Гараже»

 

0

Второй день фестиваля «Новые художники» в Петербурге

В арт-центре «Пушкинская-10», в бывших мастерских Тимура Новикова и его группы «Новые художники», открылась выставка их графики из частных коллекций. Арт-центр «Пушкинская-10» — это бывший жилой дом, превращенный художниками-восьмидесятниками в огромный конгломерат мастерских и творческих сквотов. Правда, сквотов уже не осталось, теперь здесь живут галереи. Вход в арт-центр — это подъезд дома, путь к галереям Navicula Artis и «Новая академия изящных искусств» — на лифте, на четвертый этаж. Две комнаты скромного размера — это и есть две галереи, где висят работы «Новых художников». Музыкальное сопровождение обеспечивает телевизор с видеомагнитофоном, где играют записи концертов и самодельные клипы группы «Кино». Посетителей немного, но все, кто пришел сюда, явно не случайные люди, все здороваются друг с другом и с куратором фестиваля «Новые художники» Андреем Хлобыстиным, которого легко узнать по выбритому затылку.

0

Андрей Бильжо: Новых художников перло

Выставка показывает работы художественной группы, в которую входили Тимур Новиков, Сергей Бугаев-Африка, Виктор Цой и многие другие представители андеграунда 80-х. Часть работ принадлежит собранию Русского музея, часть — коллекции Владимира Добровольского и другим частным владельцам. Андрей Бильжо ради этой выставки специально приехал на день в Петербург.

0

Евгений Митта: Галерея Paperworks переехала на «Винзавод»

Новое место жительства галереи — рядом с «Фотоподпольем» Николая Канавина, в офисной части «Винзавода». Оказывается, на месте галереи раньше тоже был офис, где располагалось архитектурное бюро, так что место более-менее обжитое. Елена Баканова, содиректор галереи и главный редактор журнала Blacksquare, рассказала, что они сразу почувствовали себя здесь как дома.

0

Григорий Ревзин: Ставить памятник Сахарову против воли его вдовы неправильно

Первым шагом к осуществлению этого замысла стало обращение членов РАН к правительству с просьбой установить памятник Сахарову. Инициатором обращения был Юрий Магаршак, который ранее сподвиг Григория Ревзина обратиться с этой идеей к членам клуба «Сноб».

0

Павел Лунгин и Марат Гельман вошли в комиссию по культуре, которую возглавил Василий Бычков

Заседание проходило в пресс-центре ЦДХ. Это тесная неуютная комната на втором этаже, рядом с концертным залом: ближе к концу встречи всем присутствующим уже изрядно мешали звуки настраиваемой аппаратуры. Кроме того, страшно сквозило из окон. Прийти на заседание мог каждый желающий, но в зале людей «со стороны» было немного. Члены комиссии сидели за большим круглым столом, а ближе к выходу поставили в ряд с десяток кресел, из которых была занята едва половина.

0

Сергей Гуриев о вреде финансовой безграмотности

В декабре 2009 года Российская экономическая школа (РЭШ) выпустила первый учебник личного финансового планирования «Финансовая грамота». Его авторы — Алексей Горяев и Валерий Чумаченко в девяти главах рассказывают об основных опасностях, подстерегающих нас в мире акций, паевых инвестиционных фондов и кредитов, параллельно объясняя, с какой стороны к ним лучше подступиться.

0