Вадим Рутковский: Желание и тургеневские женщины: «Золотая Маска» продолжается
«Маска» полна сюрпризов. В предыдущем обзоре, посвященном первой половине фестиваля и внеконкурсным секциям, нет, например, ни слова о «Победителях», участнике внеконкурсной секции «Маска Плюс», концептуально объединившей спектакли о войне. Молчание объяснимо: постановку Томского областного ТЮЗа я на момент написания гида не видел, режиссера — Дмитрия Егорова — знал, но прогнозировать опасался, помня не только о безупречной камерной «Ангеловой кукле» на Малой сцене БДТ, но и о громоздком «Прощании славянки» по роману Астафьева «Прокляты и убиты» (этот спектакль Алтайского молодежного театра можно целиком посмотреть на YouTube-канале Егорова). Теперь вынужден восстановить справедливость, хотя бы post factum: «Победители», объединившие две этапных работы Светланы Алексиевич, «У войны не женское лицо» и «Цинковых мальчиков», спектакль с подзаголовком «Голоса войны», — самый ладный и точный в «Маске Плюс», вполне мог бы участвовать и в основном конкурсе — и не в последнюю очередь благодаря актерам. Таких достоверных исполнителей, как в Томске, немыслимо мало — и в Москве с Петербургом в том числе. Они будто всю жизнь работали с документальным материалом, не повышают голоса без нужды, не наигрывают, избегают любой фальши, что вдвойне сложно в бесстыдно трагичных, накаленных пафосом монологах, собранных Алексиевич. Вообще, Егоров — герой внеконкурсной «Маски Плюс»: кроме «Победителей» в Москве показали «Молодую гвардию», трехактный спектакль петербургской «Мастерской» с провальным первым действием (за «Миф» отвечал Максим Диденко) и выдающимся вторым — «Документ» ставил как раз Егоров. У «Молодой гвардии» вчерашних студентов Григория Козлова есть шанс попасть в основную номинацию через год (премьера спектакля состоялась в сентябре, уже в новом сезоне) — будет повод рассказать подробнее. Пока же — о некоторых конкурсантах-2016, чьи гастроли в Москве приходятся на вторую половину фестиваля.
1. «Беккет. Пьесы» Санкт-Петербургского ТЮЗа им. Н. Брянцева 20–21 марта
Сложный в гастрольном плане спектакль: в Петербурге он играется в трех пространствах ТЮЗа, включая фойе и что-то вроде подсобки, в Москве его адаптируют к залам Культурного центра ЗИЛ. «Беккет. Пьесы» (вместе с «Русским романсом» того же режиссера) открывал наш список лучших спектаклей 2014 года: до сих пор с замиранием сердца вспоминаю о минутах абсолютной темноты и абсолютной тишины, на которые мало кто из постановщиков отваживается, о точности интерпретации и силе режиссерских жестов. Волкострелов и его актеры самоотверженно ныряют в толщу беккетовских текстов, на бездонную глубину, к сердцу тьмы, не «присочиняя» лишнего, не облегчая, — это настоящий, мучительно аутичный Беккет. Однако же с катарсическим финалом — и во тьме свет светит. Фирменный минимализм режиссера-аскета на месте, но в сравнении с большинством других постановок Волкострелова эта выглядит почти блокбастером. Надеюсь, в Москве все пройдет удачно, и «Маска» за «малую форму» достанется Дмитрию Волкострелову. Каждый год я, естественно, болею за тот или иной спектакль, но об итогах узнать не спешу, потому что целиком и полностью солидарен с придумавшим «Маску» Эдуардом Бояковым: главное — не призовой расклад, а сам фестиваль. Но этот год лично для меня особый, потому что жюри драматического театра возглавляет худрук Воронежского камерного театра Михаил Бычков. Дело не в том, что я люблю этого режиссера, тут другое: благодаря Бычкову, я впервые по-настоящему почувствовал, какой силой и магией обладает драматический театр вообще. На его спектаклях — еще в Воронежском ТЮЗе, за несколько лет до создания Камерного, — я рос, и если навскидку выбирать названия, которые меня «сформировали» (можно и без кавычек), начнется список с «Над пропастью во ржи», «Эвридики», «Скрипки Ротшильда» и «Каштанки» – все поставлены Бычковым в конце 1980-х на большой и малой сценах Воронежского ТЮЗа. Так что к итогам «Маски-2016» по драматическому театру у меня пристрастное отношение — и было бы чертовски здорово, если бы один из самых важных постановщиков в моей жизни наградил один из самых важных для меня спектаклей последних лет. Кстати, Беккет — совсем не чужой для Бычкова автор, не так давно он ставил «Счастливые дни» в Филиале театра им. А. С. Пушкина.
2. «Месяц в деревне» Ярославского театра драмы им. Ф. Волкова 1–2 апреля