Фото: Ocтанкино
Фото: Ocтанкино

Первый канал

Новость о задержании Голунова большинство интернет-СМИ опубликовало ближе к полудню 7 июня. В течение дня в нескольких городах прошла серия одиночных пикетов, в Москве за этим последовали задержания, а обсуждение ситуации вокруг Голунова быстро вышло на международный уровень: Евросоюз потребовал справедливого расследования. В это время в новостях на Первом говорили о Петербургском экономическом форуме, грядущих выборах в Казахстане и самом жарком дне с начала года в столице.

Утром и днем 8 июня, когда сетевые издания активно публиковали информацию, связанную с делом журналиста, а в социальных сетях обсуждали состояние здоровья и возможность домашнего ареста для Голунова, на Первом «провожали» ПМЭФ и рассказывали о Международном валютном фонде, который отказался дать денег Украине.

Только 8 июня в 21:00 в выпуске программы «Время» впервые появился репортаж о деле Голунова. Предваряя почти пятиминутный сюжет, телеведущий Виталий Елисеев сказал, что «об этой истории много говорят» и «задают много вопросов». Возможность ответить на них предоставили главе пресс-службы МВД по Москве Юрию Титову.

Он рассказал о задержании, о найденных пакетиках с наркотиками и прокомментировал ситуацию с фотографиями якобы с обысков в квартире Голунова, восемь из которых, как выяснилось позже, были сделаны в другом месте. По словам Титова, на сайте полиции фотографии появились «вследствие допущенной сотрудником главка ошибки», а сделаны они «по разным адресам» по делу некой группировки, «на связь с которой» проверяется Голунов.

В сюжете не прозвучало ни слова о заявлении Голунова об избиении сотрудниками полиции. 8 июня уточнили лишь, что «в УВД журналисту стало плохо». При этом главврач Городской клинической больницы имени Жадкевича Александр Мясников следом в сюжете сказал, что больному потребовался травматолог, хирург и невропатолог из-за подозрения на черепно-мозговую травму.

В репортаже упомянули антикоррупционные расследования Голунова и пикеты, проходившие в его поддержку, но затем авторы сразу перешли к рассказу о вреде наркотиков и о том, что их распространяют вне зависимости от социального статуса и образования, в основном через интернет (на экране для наглядности показали переписку в мессенджере Telegram). Этот тезис подкрепили комментарием представителя движения «Стопнаркотик», который сказал, что запрещенные вещества распространяют представители любых профессий.

«Россия»

В конце рабочей недели главной темой информационных выпусков на телеканале «Россия» был форум в Санкт-Петербурге. Начиная с 8 июня больше всего времени стали уделять репортажам о подготовке к прямой линии с президентом Владимиром Путиным, которая состоится только 20 июня.

При этом дело журналиста канал полностью не проигнорировал. Новости о Голунове появлялись на интернет-портале «Вестей» начиная с 7 июня (о задержании — в 11:36). В первый день по этой теме вышли восемь новостей, в том числе с заголовком «Упал с лавочки: следов побоев у Голунова не нашли», где опровергли «сообщения некоторых СМИ» об избиении журналиста полицейскими.

В телевизионные выпуски «Вестей» дело Голунова попало только 8 июня. Впервые — в программу «Вести в субботу с Сергеем Брилевым», где вскользь упомянули о задержании и наркотиках, а также об «озабоченности» Союза журналистов России.

В течение того же дня на телеканале вышел сюжет «Данные о самочувствии Голунова разнятся», а также состоялось прямое включение корреспондента Екатерины Мироновой, находящейся возле больницы, куда скорая привезла журналиста. Она подчеркнула, что Голунов «почувствовал себя плохо как раз незадолго до того, как планировался его выезд в Никулинский суд». О заявлении адвокатов об избиении в полиции она говорить не стала.

Девятого июня в программе «Вести. Дежурная часть» вышел уже ставший известным репортаж Дениса Новожилова. В нем корреспондент побывал на экспертизе, где определяли состав порошков, якобы найденных у Голунова (известно, что результаты экспертизы веществ опубликовали на сайте МВД Москвы еще 7 июня в 22:40 по московскому времени. Выходит, что отдельный большой сюжет снимался за день до первого краткого упоминания о деле на ТВ.)

Новожилов также взял интервью у неназванного сотрудника Западного УВД Москвы (его лицо в сюжете скрыто), рассказавшего о расследовании в отношении Голунова, которое якобы ведется с марта 2019 года. Он же ответил на вопрос о восьми фотографиях — по его словам, их сделали на месте обысков в Московской области по делу некой группировки. При этом оперативник уверенно добавил, что ее члены с журналистом «между собой не связаны», хотя ранее в пресс-службе МВД как раз говорили о проверке их возможных контактов.

Наиболее же скандальным вышел эпизод со справкой о признаках опьянения при задержании. Новожилов заявил в сюжете, что в этот момент журналист находился в состоянии опьянения. «Какого именно — эксперты установят позже», — добавил он. При этом в кадре показали справку, в которой перед словом «обнаружено» была ручкой приписана частица «не».

Позже главный редактор телеканала «Россия 24» Евгений Бекасов сообщил, что авторы выпуска «Дежурной части» уберут из сюжета некорректную информацию об опьянении Голунова и перевыпустят его. В обновленном сюжете скандальный фрагмент заменили. Теперь в нем говорится, что «если внимательно приглядеться, видна следующая надпись с не очень ясной правкой от руки». Извиняться канал не стал.

В ролике также осталась информация о том, что права журналиста при задержании не нарушались, он имел возможность позвонить родственникам и адвокатам — об этом каналу сказали сотрудники МВД. При этом полностью противоположные по сути заявления и жалобы адвокатов Голунова в сюжете упоминать не стали.

Наконец, «Медуза» обратила внимание на слова все того же неназванного оперативника МВД о возникших в отношении Голунова подозрениях в контрабанде наркотиков из-за «систематического посещения иностранных государств». Однако известно, что Голунову предъявили обвинение только в том, что он «в неустановленном месте в неустановленное время купил у не установленного следствием лица наркотики для перепродажи» — это статья 228 Уголовного кодекса. Контрабанда наркотиков — это статья 229 УК. Полицейский также не объяснил, почему, если были подозрения в контрабанде, Голунова не задержали прямо на границе.

НТВ и ТВ Центр

Канал, который принадлежит «Газпром-Медиа» (медиахолдинг — «Газпрому», а тот — государству), освещал дело Голунова неравномерно. В частности, 7 и 8 июня на НТВ о ситуации не говорили вовсе. 9 июня на канале вышло сразу три небольших сюжета. В 08:00 наиболее полный: в нем сообщили о домашнем аресте, пикетах в поддержку Голунова, особом внимании общественности к теме, рассказали и о проблеме с фотографиями на сайте МВД.

В 11-часовом выпуске сюжет стал короче: без упоминания общественного резонанса и пикетов, а в 16:00 телеканал ограничился краткой информацией о деле и сообщением о домашнем аресте. О побоях и связанном с ними заявлении адвокатов не упомянули вовсе.

ТВ Центр — канал, принадлежащий правительству Москвы, — освещал тему противоположным образом. Еще 7 июня после полудня на интернет-портале канала появилась информация о задержании Голунова. Видеосюжета по этой теме нет, но в текстовом сообщении сказано, что задержание журналиста может быть провокацией, приводится версия, что наркотики могли подбросить полицейские, а также переданы слова адвокатов о возможном избиении.

Однако затем тон материалов стал постепенно меняться: появился текст о нарколаборатории в квартире Голунова, в котором со ссылкой на главу пресс-службы МВД Титова опровергают заявления близких журналиста о фейковых фотографиях. Затем вышла заметка «МВД уточнило данные о фото из квартиры журналиста "Медузы"», где утверждение о нарколаборатории сменяется перечислением якобы найденного именно в квартире.

В течение 7–8 июня на сайте появилось восемь публикаций. Среди них материал под заголовком «Кононенко предположил, что журналист Голунов расслаблялся наркотиками» со словами публициста Максима Кононенко, а также публикация с громким заголовком «Информация о серьезных травмах Голунова оказалась фейком» с комментарием врача Мясникова. В ней говорится, что в больницу на обследование журналиста отправили по просьбе адвокатов, но их слова об избиении полицейскими теперь здесь уже не упоминаются.

Только поздно вечером 8 июня телезрители смогли увидеть короткий 30-секундный фрагмент информационной программы «События». В нем кратко пересказали связанную с задержанием информацию, а также упомянули, что журналист по-прежнему настаивает на провокации против него.

9 июня информация о деле журналиста на сайте канала не появлялась.

Подготовил Вадим Палько