Разговор состоялся еще 14 декабря в 07:00 по московскому времени, перед публикацией основного расследования об отравлении Навального. «Мы взяли простейшую программу — такими пользуются телефонные пранкеры — для того, чтобы скрыть номер, с которого звоню я, и подставить вместо него нужный нам номер», — рассказывает оппозиционер. Он добавил, что обзвонил нескольких упомянутых в расследовании предполагаемых сотрудников ФСБ, но в большинстве случаев собеседники не продолжали разговор. На вопросы ответил только Кудрявцев.

Детали разговора:

Навальный вначале беседы представился Максимом Сергеевичем Устиновым, помощником секретаря Совета Безопасности России Николая Патрушева. Ему якобы потребовалось опросить Кудрявцева для составления «короткой версии рапорта», который нужен для обсуждения прошедшей операции «на высшем уровне». Он спросил о причинах провала операции в Томске, на что Кудрявцев ответил, что не владеет информацией в полном объеме, однако высоко оценил работу других участников операции. Далее — расшифрованный телефонный разговор:

Кудрявцев: Вопрос наверняка прорабатывался досконально. Я так считаю. Ну, это мое мнение. По крайне мере, если брать, ну, то что ранее там, да, было сделано, вот, но нюансы есть всегда. В каждой, как бы, в каждой работе есть нюансы какие-то, да? Вся ситуация повернулась как бы с одной стороны там, ну … как сказать-то это правильно-то, е-мае…

Навальный: Ну?

Кудрявцев: Ну, я тоже думал, что могло… Ну, посадили там это… Сами понимаете, да? Он полетел, посадили, все вот это вот. Ситуация сложилась так, что… не в нашу пользу. Я так считаю. Если бы чуть дольше, то, соответственно, чуть… могло бы все пойти и по-другому.

Навальный: Чуть дольше что? Константин Борисович?

Кудрявцев: Летел.

Навальный: Если бы чуть дольше летел?

Кудрявцев: Ну, возможно, да. Если бы чуть дольше летел, например, а не посадили его там резко как-то, как знали, возможно, это все пошло не так. То есть оперативная работа, там, медиков скорой помощи, да, на посадочной полосе там и так далее. Ну и, соответственно, там, далее… алле?

Навальный: Да-да-да. Самолет посадили через 40 минут, в принципе это должно было бы, как бы, учитываться при планировании операции. Нельзя сказать, что самолет посадили просто моментально. Рассчитали неправильно дозу, вероятности, почему?

Кудрявцев: Ну, это я не могу сказать почему. Рассчитывали все, то есть я так понимаю, что рассчитывали все с запасом.

Затем Навальный задал вопрос о предыдущей предполагаемой попытке отравления в Калининграде. Кудрявцев ответил, что не имеет информации об этом. Тем не менее от утвердительно ответил на вопрос о том, правильно ли было выбрано «использованное вещество» (слово «Новичок» при этом не упоминается) для операции в Томске. Кудрявцев также добавил, что яда не было на бутылках в номере Навального (их ранее упоминали в СМИ в качестве одного из вариантов, куда мог быть нанесен яд), но «был какой-то шанс вероятности обнаружения» нанесенного вещества на других предметах. «Нет, на бутылке-то нету вроде как. Ну, по крайней мере, ту, что я информацию знаю. Может быть, какая-то информация до меня не доведена», — сказал он.

После этого Навальный задал вопросы о судьбе его одежды, которую ему впоследствии отказались выдать. Оппозиционер предполагает, что на ней могли остаться следы яда. Расшифровка этого фрагмента:

Кудрявцев: Я их крайний раз видел в Омске в самом. Оставили там. Мы там ездили, работали.

Навальный: Да, вы 25-го же туда летали, в Омск, правильно?

Кудрявцев: Да мне бы вспомнить. Наверное, примерно да. У меня записано на работе.

Навальный: Так и конкретно что с ними произошло, с вещами с этими?

Кудрявцев: А, конечный пункт нахождения их? Ну конечный пункт нахождения их — я без понятия. Могу, знаете, что сказать? Мы, когда приехали, нам дали их… Привезли местные ребята, омские, вот. С этой полиции… как она?

Навальный: Транспортной. Ага.

Кудрявцев: Да-да. Нам от них отдали коробку. Мы с коробкой поработали, соответственно. И вернули все ребятам, ну, местным. А местный начальник… В принципе, у меня его телефон есть, если надо могу дать (...) Вот он эту коробку… Я ему сказал, чтобы он вернул назад. Скорее всего, он отдал ее этим ребятам, с транспортной полиции.

Затем Кудрявцев уточнил, что ездил в Сибирь дважды для работы с одеждой Навального — это костюм, трусы, носки, маска, футболка. Он проводил их обработку: «Замывали, обрабатывали растворами. Чтобы они не это… Как сказать-то. Ну, обрабатывали. Чтобы не было следов, там, ничего такого».

Предполагаемый сотрудник ФСБ также попытался ответить на вопрос, как иностранные лаборатории все-таки обнаружили частицы боевого химического вещества.

Навальный: Как в итоге, по вашему мнению, немцы как все это обнаружили в итоге?

Кудрявцев: Ну они же там Бундесвер привлекли, там военные химики работали.

Навальный: Есть вероятность того, что на теле прямо у него осталось…

Кудрявцев: Не знаю, может, есть какие-то методики обнаружения.

Собеседник Навального также заявил, что по его мнению, на теле отравленного следы найти было нельзя. «Они же не исследовали тело, они же там по крови скорее всего работали, — ответил Кудрявцев. — (...) мне кажется, что он просто впитывается быстро. Не оставляет следов».

После этого Навальный вернулся к теме причин провала операции, уточнив, является ли главным фактором ранняя посадка самолета. Кудрявцев это подтвердил: «Только из-за этого. Если бы там чуть-чуть дольше, то, возможно, все, как бы, закончилось по-другому. Вот видите, стечение обстоятельств… Это тот самый такой вот плохой фактор, который в нашей работе, да, может быть». Второй повлиявший фактор, который упомянул предполагаемый сотрудник ФСБ, — оперативное прибытие скорой помощи. «Если не сажать, то, возможно, был бы другой эффект. И результат был бы другой. Я считаю, что самолет сыграл решающую роль. Ну, не решающую… Но один из факторов. То, что посадили и провели мероприятия первичные», — добавил он.

Наконец, последней значительной темой разговора стали детали одежды, на которую наносили яд. Кудрявцев ответил, что наибольшая концентрация яда была на трусах в паховой части. «Гульфик так называемый… Там швы такие есть, вот по швам…», — ответил он, заодно добавив, что после обработки на одежде теперь «все чисто», как и на штанах, которые также обрабатывали в паховой области. Однако уверенно назвать предмет одежды, куда наносился яд — трусы или штаны — Кудрявцев не смог. «Я говорю: мы работали именно по этим… По трусам, штанам, внутренностям там, смотрели, есть ли там пятна, нет ли там пятен каких-то и так далее. Пятен как бы на трусах, видимых пятен, не было. По крайней мере, визуально. На штанах тоже, там флисовые штаны, плотные такие, на них вообще ничего не разглядишь. Тем более, они сине-темного цвета, и те, и те. Поэтому как нам сказали, так мы и смотрели. Визуально не было видно», — рассказал он.

Лишь в конце беседы Кудрявцев спросил о том, почему разговор велся по обычному телефону, а не по защищенной связи: «А ничего, что мы с вами по обычному телефону разговаривали?». На это Навальный ответил: «Мы ничего такого не обсуждали особенного. Это скорее экстренная ситуация, я думаю, ничего страшного нет. Я согласовал с Богдановым, что я вам буду звонить по такой связи».

Что важно знать:

Совместное расследование изданий Bellingcat, The Insider, CNN и Der Spiegel о том, что Алексея Навального отравила «Новичком» группа из ФСБ, следившая за оппозиционером несколько лет, вышло 14 декабря. В Кремле публикацию сразу не прокомментировали. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отменил брифинги с журналистами 15 и 16 декабря. Он объяснил это решение подготовкой к большой пресс-конференции Путина.

На самой пресс-конференции президент Владимир Путин на вопрос о покушении на оппозиционера ответил: «Что касается этого пациента в берлинской клинике (Навального — прим. "Сноб"). Я уже говорил на этот счет неоднократно, могу только некоторые вещи повторить. Песков мне вчера только сказал о последних измышлениях на этот счет. Слушайте, мы прекрасно понимаем, что это такое. Это не какое-то расследование, это легализация материалов американских спецслужб». Путин добавил, что оппозиционер пользуется поддержкой спецслужб США; также, по его словам, если бы спецслужбы «хотели» отравления Навального, они это «довели бы до конца».

Следить за событиями удобно в нашем новостном телеграм-канале. Присоединяйтесь