Иллюстрация: Veronchikchik
Иллюстрация: Veronchikchik

Обычно из-за склада характера мне непросто писать материалы, приуроченные к каким-то календарным событиям типа Нового года или Рождества. Вот и сейчас, в первые дни наступившего года, итоги или прогнозы как-то не шли мне в голову, и я решила переложить ответственность с себя на других.

Таким образом, за подведение итогов у меня оказались ответственными родители, которых я за одну декабрьскую неделю «наловила» в коридоре моей поликлиники, а вот прогноз мне хотелось бы обсудить с уважаемыми читателями «Сноба» в дискуссии, которая у нас с вами, надеюсь, после этого поста состоится.

Что конкретно я сделала? Ненадолго и последовательно заманила к себе в кабинет 35 взрослых людей — обычных посетителей нашей детской поликлиники. Возраст их приблизительно от 35 до 45 лет. Точно я не опрашивала, так как для моих целей это не имело особенного значения, просто на свой взгляд выбирала не молодежь, а уже зрелых годами. 10 мужчин и 25 женщин, все, разумеется, имеют детей, большинство — 24 человека — даже не по одному ребенку, а двоих-троих. Была одна многодетная мама с четырьмя детьми.

Всем родителям я говорила приблизительно следующее:

— Воспитание детей разное от народа к народу, от эпохи к эпохе и в зависимости от географического положения.

— В разное время и в разных местах особо важными в воспитании детей являются разные вещи и навыки.

— Когда-то и где-то рыгать за столом после еды считалось похвалой хозяевам застолья — хорошо накормили. В «Унесенных ветром» устами Скарлетт О’Хара описан промежуточный вариант — старым матронам еще можно рыгать за столом, а молодым, затянутым в корсет девушкам — уже неприлично. Когда росла я сама, это было неприлично уже для всех.

— Раньше едва ли не самым важным было воспитать ребенка «в страхе Божьем», то есть в умении соотносить свое поведение с религиозными нормативами. Сейчас для городского ребенка это, как правило, неактуально.

— Чистить зубы каждый день — важный сегодня и обязательный к исполнению навык, который когда-то родителями детям не особо и прививался.

— А теперь подумайте и назовите мне, пожалуйста, пять самых важных вещей, умений, навыков, которым современный городской родитель должен самостоятельно или с помощью других людей научить своих детей в процессе воспитания и образования, до окончания их (детей) взросления. Разумеется, этих навыков много больше пяти, но сейчас назовите лишь пять самых главных и важных, по вашему мнению.

Больше половины родителей, едва задумавшись, пытались тут же перекинуть ответственность обратно: 

— А приведите еще примеры. Желательно поближе к нашей жизни, а не про рыгание и страх божий. (Понятно, что мои примеры были намеренно далекими, чтоб не было никаких «наводок»).

— А что вы сама считаете важным?

— А что правильно с точки зрения психологии?

— А если все важное, как же выбрать? 

И даже:

— А скажите, что самое важное для самого ребенка? Я бы это и выбрал.

От двойного перекидывания ответственности я ловко уворачивалась, но в конце концов пообещала родителям после окончания опроса в означенный день удовлетворить всеобщее любопытство, просто написав и повесив у себя на двери кабинета пять своих пунктов. Кому захочется — зайдет и прочитает.

Теперь — непосредственно про итоги. На мой взгляд, они весьма примечательны.

Пять главных вещей и навыков, которым современный родитель должен научить своих детей за время их взросления. Обоснования мною обобщены и слегка сокращены. Рейтинг составлен по частоте упоминания.

  1. Знание английского языка — без него сейчас никуда в жизни не пробьешься и никуда хорошо не устроишься. Кроме того, английский язык — это шанс стать гражданином мира.
  2. Умение отстаивать свои интересы, не поступаться ими, уметь их четко формулировать для себя и для окружающих. Нынешний мир избыточен во всех смыслах, а значит, высококонкурентен; будешь мямлить, уступать и хлопать варежкой — тебя просто сожрут или вышвырнут на обочину.
  3. Умение и желание учиться, все время получать новые знания, навыки и успешно сдавать по ним зачеты и экзамены. То есть не просто узнать и выучить что-то, но и уметь это применить, «показать товар лицом» при необходимости. Знание, где и как добываются новые знания, и желание попасть туда, где их можно получить (мотивация к получению еще знаний и еще образования). 
  4. Забота о своем здоровье — уделять этому время, внимание, понимать, как все это устроено.
  5. Умение не замыкать все свои интересы в играх и соцсетях типа «ТикТока» и других, а жить настоящей жизнью в реальном мире. Общаться с друзьями, иметь всякие другие интересы. На мой вопрос «Как именно современный родитель должен строить обучение этому несомненно важному навыку?» внятного ответа я, увы, не получила.

На мой второй и последний вопрос «У вас получается воспитывать все это в ваших детях?» семеро ответили утвердительно, 22 — «частично да, над остальным мы работаем», и шестеро — «увы, пока нет, но я буду продолжать пытаться».

Среди других важных навыков в составленных родителями списках:

— умение «искать себя», а также ставить цель и достигать ее. Тут я опять же не совсем поняла, как именно должно, по мнению опрошенных, проходить обучение этому навыку. Путем прямой имитации поведения родителей и других окружающих ребенка людей (а если сам родитель «себя не нашел»?)? Игровой тренировки на компьютере? Раннего выпуска ребенка «в мир, в свободное плавание», по типу героини фильма «Подкидыш»? Еще как-то? Уточняющие вопросы родителям моего недоумения не развеяли, но пункт остался популярным;

  • любовь к животным;
  • уважение к старшим и учителям;
  • знание китайского языка;
  • уметь самому себя занять и обслужить;
  • экологическое сознание, разумное отношение к потреблению;
  • понимание и применение максимы «делу время, потехе — час»;
  • терпимость к неопасным «другим» любого вида и рода.

После подведения итогов я, как и обещала, повесила на двери кабинета свой список «Пять самых важных навыков, воспитывающихся в семье, по мнению психолога К. Мурашовой»:

  • Умение нравиться другим людям, умение их слушать и слышать, а не пережидать в нетерпении, чтобы сказать что-то самому (для этого родителям надо всего лишь привить детям навык и привычку искренне интересоваться другими людьми, принцип обучения — имитация).
  • Способность «держать удар», внимательное человеческое осмысление и практическое освоение каждого компонента биологической триады «бей — замри — беги». Обучение на практике обычной повседневной жизни с анализом происходящего при помощи родителей.
  • Умение видеть, слышать и по возможности системно понимать окружающий мир природы, городского ландшафта, Вселенной, виртуального мира и отдельного человека, замечать и осознавать их эволюцию (приобретается сначала только методом прямой имитации, потом — самообразованием).
  • Наличие к 17 годам хоть какого-нибудь (любого) целостного мировоззрения.
  • Умение все время чувствовать и осознавать себя как тело, как психику, как душу (последнее — в идеале) в контексте других тел, психик и душ, находящихся рядом. Приобретается а) «возней» со сверстниками и родственниками в раннем детстве, б) обидами, ссорами (ты и тебя) и получением разнообразной обратной связи в школе, дворе лагере, кружке, семье, в) возрастанием над своим естественным эгоизмом в образовании (просвещении), приятельстве, семейной системе, дружбе и любви. Роль родителей — не мешать.

Теперь хотелось бы узнать ваше мнение, уважаемые читатели: как вам кажется, что главное и как все это будет развиваться дальше в нашей культуре и цивилизации? Понятно, что две полярные точки тут такие:

  • отлично все родители сформулировали, именно так и нужно воспитывать детей в современном мире, и так все и будет, именно те, кто так воспитан, преуспеют, а психолог несет высокопарную и бессодержательную чушь;
  • прав психолог, и Далай-лама тоже что-то такое говорил, а вот с такими родительскими установками, как выше описано, мы всем миром падаем во тьму эгоизма и бездну бездуховности, и вообще — близок конец времен.

Очевидно, что обе крайности, скорее всего, не имеют никакого отношения к реальности, а сбудется что-то из вариантов, лежащих ближе к середине шкалы. Но как именно это будет? И какие главные пункты передачи «от родителей — детям» выделили бы вы?

Если вам есть что сказать по теме этого поста, но вы не являетесь подписчиком сайта проекта «Сноб» и членом клуба, вы можете зарегистрироваться на сайте и оставить свой комментарий под текстом или прислать свое мнение по адресу: [email protected]. Пожалуйста, указывайте, откуда вы, например: «пишет Елена из Петербурга», «пишет Анна из Германии».

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Личное». Присоединяйтесь