Опять допинг. Кто виноват в положительной пробе фигуристки Камилы Валиевой и что теперь будет. Большой разбор
Накануне открытия зимней Олимпиады в Пекине я писал, что она может стать самой скандальной в истории. И, кажется, все к тому идет. 7 февраля российские фигуристы выиграли командный турнир. Но своих наград они так и не получили.
Медали спортсменам должны были вручить еще 8 февраля, но церемонию отменили — без объяснения причин. На следующий день известный портал Inside the Games сообщил, что один из фигуристов российской команды сдал положительную допинг-пробу. К вечеру появилась информация о том, что антидопинговые правила якобы нарушила 15-летняя Камила Валиева — главная звезда российского фигурного катания, да и спорта вообще. Эта новость парализовала сознание многих — и членов делегации, и болельщиков. Спустя несколько дней ситуация начала проясняться. Оставим в стороне слухи. Вот факты, известные на данный момент:
— Валиева сдала положительный тест еще 25 декабря. В тот день она вышла на лед чемпионата России с произвольной программой и выиграла турнир. Забор пробы осуществляли офицеры Российского антидопингового агентства (РУСАДА).
— В пробе фигуристки обнаружили незначительное содержание триметазидина. Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) запретило это вещество еще в 2014 году. Оно относится к классу стимуляторов S4 (гормоны и модуляторы метаболизма).
— Триметазидин оптимизирует функцию сердечной мышцы. Этот препарат обычно назначают пожилым пациентам для профилактики ишемической болезни сердца, при этом эффективность лекарства научно не доказана.
— Положительный результат пробы обнародовала аккредитованная ВАДА лаборатория в Стокгольме. Это произошло на следующий день после победы россиян в командном турнире. 8 февраля Валиеву отстранили от олимпийских соревнований.
Президент Олимпийского комитета России Станислав Поздняков заявил, что у него есть вопросы к срокам публикации результатов анализов: «Для лаборатории ВАДА срок для загрузки пробы А составляет 20 дней для с момента получения образца в лаборатории <...> Странно, что из Санкт-Петербурга проба добиралась практически месяц. Очень похоже, что кто-то придерживал эту пробу до момента окончания командного турнира».
— 9 февраля Камила Валиева и ее представители обжаловали отстранение от олимпийских соревнований через спортивный арбитраж. Российское антидопинговое агентство решило снять с фигуристки ограничения и допустить ее к тренировкам в Пекине. С этим не согласился Международный олимпийский комитет (МОК), который собирается оспорить решение РУСАДА в выездной панели Спортивного арбитражного суда (КАС). Дело рассмотрят в ускоренном режиме. Итоги рассмотрения станут известны до 15 февраля — даты начала соревнований в женском одиночном катании. К апелляции МОК с теми же требованиями присоединилось и ВАДА.
— Сейчас Камила Валиева не отстранена от Игр и может находиться в Пекине. Она не останавливает тренировочный процесс. Если бы допинг нашли в ее пробах, взятых во время Олимпиады, ей пришлось бы покинуть олимпийскую деревню.
— Решение о результатах командных соревнований на Олимпиаде МОК примет только после окончания разбирательств по допинговому делу Валиевой. Этот процесс может занять от трех месяцев до года. До тех пор россияне будут считаться олимпийскими чемпионами.
— Камиле Валиевой нет 16 лет, поэтому она не может нести ответственность за нарушение антидопинговых правил. Понимания, какие санкции будут к ней применены, если ее признают виновной, пока нет.
Что делать
Что бы сейчас ни говорили официальные лица, ситуация ужасная. После масштабных допинг-скандалов спортсмены вынуждены выступать на крупных международных соревнованиях без национальной символики России. А тут на положительной пробе попадается фигуристка, которая является лицом российского спорта. Камилу Валиеву уже начали травить. Когда она проходила по микст-зоне после тренировки (в пятницу, 11 февраля), журналист Daily Mail бросил ей вслед: «Ты принимала допинг? Ты чиста?» Есть сомнения, что 15-летняя девушка выдержит прессинг.
Впереди серьезное разбирательство, которое отнимет у Камилы Валиевой, ее команды и ОКР много времени и сил. Чтобы избежать наказания, нужно будет предоставить неопровержимые факты, подтверждающие, что запрещенное вещество оказалось в организме спортсменки без ее ведома.
Когда речь идет о допинге, у спортсмена нет презумпции невиновности. Он в любом случае несет ответственность за то, что оказалось в его организме. В ситуации с Валиевой все осложняется ее возрастом. Тут отвечать придется тренерам и персоналу, который вел ее лечение (если оно действительно было). Какое-то наказание фигуристка понесет в любом случае. Единственный шанс спастись — доказать, что запрещенный триметазидин содержался в других разрешенных лекарствах или БАДах.
Подобный случай уже был. Четыре года назад бобслеистка Надежда Сергеева получила двухлетнюю дисквалификацию за триметазидин в олимпийской допинг-пробе. При помощи адвоката она сумела доказать, что запрещенное вещество содержалось в препарате «метионин», который был сертифицирован и выдан ей Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА). На разбирательство ушло много времени, сил и денег, потраченных на экспертизы таблеток в двух независимых лабораториях. Судя по всему, этот же путь предстоит пройти Валиевой.
Но это потом, а сейчас спортивные чиновники должны попытаться сделать все, чтобы отстоять право спортсменки продолжить выступления на этой Олимпиаде. Уже известно, что интересы Валиевой будут представлять адвокаты компании Schellenberg Wittmer Ltd. Швейцарцы уже не первый раз будут защищать российский спорт. Ранее они защищали РУСАДА в деле против ВАДА в 2020-м и участвовали в апелляции на решение МОК о пожизненном отстранении спортсменов из России от участия в Олимпиадах в 2018-м. В первом случае получилось смягчить наказание, во втором обвинения удалось частично снять.
Кто виноват
Даже после огромного количества санкций и позорных наказаний в российском спорте остаются безответственные и безалаберные люди. Перед Токио-2020 на мельдонии, запрещенном еще в 2016-м, попались гребцы Павел Сорин и Никита Моргачев. На эритропоэтине — триатлонист Игорь Полянский. Чуть позже были дисквалифицированы и другие представители этого вида спорта — Владимир Турбаевский и Александр Брюханков, а федерация оказалась под санкциями со стороны World Triathlon.
Сейчас мы получаем допинг в фигурном катании — виде спорта, в котором он совсем не уместен. Триметазидин даже в теории не мог помочь Валиевой крутить четверные прыжки и показывать фантастическую хореографию. Но каким-то образом препарат оказался в ее организме. И ответственность за это должны нести специалисты, которые окружают спортсменку каждый день: тренеры, врачи, менеджеры, руководство федерации фигурного катания. Повторюсь, Валиева — лицо российского спорта. Она должна была стать двукратной олимпийской чемпионкой, войти в историю, но окружение не просто не смогло создать для этого условия, а еще и подставило фигуристку.
15-летняя спортсменка не может нести ответственность за решения, которые принимали взрослые и, казалось бы, опытные люди. В подобных ситуациях мы всегда надеемся, что это трагическая случайность, но по итогу вынуждены сталкиваться с жестокой реальностью.
Кейс Валиевой выглядит как продуманный план тех, кто не желает российским спортсменам добра. Пробу взяли 25 декабря, держали до 8 февраля и обнародовали сразу после олимпийского триумфа в командном турнире. Цель ясна: очернить, вновь заставить сомневаться в честности россиян. Но давайте будем объективными. От того факта, что у Валиевой обнаружили триметазидин, уже никуда не деться.
Россияне опять попались. И из-за этого опять пострадает огромное количество невиновных спортсменов в других видах спорта. Допинговая истерия снова будет нагнетаться и не спадет до конца Олимпиады. И за это, увы, никто не ответит. От тренера Камилы Валиевой Этери Тутберидзе за последние три дня, что развивается скандал, мы услышали только один комментарий: «Сплетнями не занимаюсь».
Только это уже не сплетни. Мы знаем, что Этери Георгиевна не любит общаться с прессой и дает интервью только Первому каналу. И сейчас самое время выступить перед камерами главного канала страны и объяснить, что происходит, убрать давление с Валиевой и принять огонь на себя. Пойдет ли на это Тутберидзе? Не уверен.
К сожалению, подобные случаи доказывают, что в российском спорте по-прежнему очень мало квалифицированных людей, которые могут работать в современных реалиях: аккуратно, педантично, предварительно изучив строгие правила. Они все время надеются, что проскочат, как 20 лет назад, но мир изменился. Пробы российских спортсменов изучаются с утроенной тщательностью, это понятно любому. И россияне раз за разом попадаются.
В этой ситуации, конечно, очень жаль Камилу. Ее жизнь на глазах превращается в ад. Хочется пожелать ей сил, терпения и неугасающего желания заниматься фигурным катанием, какие бы санкции к ней ни применили. Валиева — потрясающая, ее программы — произведение искусства, и никакой допинг этого не отменит.
К сожалению, поверить в положительный исход ее дела тяжело. МОК добьется отстранения Валиевой и не допустит к личным соревнованиям. Может, это и к лучшему, ведь тогда придется вернуть всего одну медаль — в командных соревнованиях, а не две.