Все новости

Фото: Yuvraj Singh/Unsplash

1600.jpg

Фото: Yuvraj Singh/Unsplash

Высшее образование стало бесполезным? Почему школьники больше не хотят поступать в вузы

Редакционный материал
По данным портала SuperJob, востребованность высшего образования за последние десять лет упала почти вдвое. Как будет меняться высшая школа в содержательном и организационном плане и какие факторы будут влиять на эти изменения, размышляет руководитель онлайн-центра подготовки к ЕГЭ «Репетиторская империя» Виктор Медведев
6 июля 2021 14:05

Высшее образование потеряло актуальность?

В начале года исследовательский центр SuperJob изучал мнение российских выпускников относительно дальнейших образовательных перспектив. Результаты опроса показали, что только 43% вчерашних одиннадцатиклассников собираются в этом году стать абитуриентами вузов, против 80% в 2010 году. 

Высшая школа, как и система образования в целом, подвергается значительным изменениям. Сложно выделить какой-то один фактор, влияющий на то, почему выпускники или их родители решают не получать высшее образование. Причин много, и они все взаимосвязаны. 

Так, за минувший коронакризисный год к ним можно добавить значительное ухудшение финансового положения россиян, а значит, и недоступность обучения на коммерческой основе в университете или невозможность нанять репетитора для подготовки к поступлению. 

Ситуацию обостряет и снижение уровня подготовки школьников ввиду длительного периода обучения на дистанционке. Однако одним из ключевых факторов, повлиявших на то, что становиться студентами вузов в этом году хотят меньше половины выпускников, я считаю глобальную компьютеризацию, которая приводит к большей доступности информации и росту объема знаний.

В современном мире скорость изменений действительности настолько огромна, что некоторые профессии, например digital-маркетолога, трансформируются молниеносно, а знания, актуальные сегодня, через 1–2 года уже попросту устаревают. В связи с этим высшее образование, которое развивается по классической схеме, теряет востребованность и полезность. Абитуриент прикидывает, что ему нужно будет выбрать одну специальность и учиться от 4 до 6 лет. Однако, когда ему вручат диплом и отпустят в «большой мир», он может оказаться в нем совершенно невостребованным, так как знания, технологии и т. д., которые ему преподавали, успели устареть. В большей степени такая судьба грозит выпускникам из IT-сферы, но проблема актуальна, к примеру, и для представителей гуманитарных профессий: юристов, экономистов и маркетологов. 

Таким образом, компьютеризация привела к росту объема знаний и скорости их обновления, а вузы при этом остаются несколько архаичной структурой и не успевают адаптироваться. Во многом это связано с тем, что в большинстве не топовых университетов преподавательский состав попросту не готов к быстрым изменениям. Кроме того, модернизация образовательных программ — это достаточно долгий и трудоемкий процесс, а результаты внедрения индивидуальных образовательных траекторий, на которые сейчас возлагают надежды, на самом деле далеко не такие впечатляющие, как хотелось бы.

Еще один фактор, влияющий на принятие решения родителями и абитуриентами, — это картина, которую они наблюдают в современном мире: по статистике, только около 20% россиян работают по специальности. Соответственно, во время планирования поступления семьи выпускников прикидывают, что 4 или 6 лет в период молодости и наиболее активной жизни будут потрачены на обучение, а затем это образование не даст человеку все необходимое, чтобы сразу же приступить к работе. Конечно, многие при этом задаются вопросом: насколько целесообразно получать такое фундаментальное образование, если впоследствии оно будет просто галочкой в списке жизненного опыта.

Фото: Philippe Bout/Unsplash

Инфопродукты от блогеров и медийных личностей кажутся привлекательнее диплома о высшем образовании

Популярность современных блогеров сегодня высока, как никогда. Инстаграм- и тикток-звезды покупают шикарные машины, ездят в кругосветные путешествия, посещают светские рауты и дают интервью знаменитым журналистам. Наблюдая эту тенденцию, молодые люди задумываются о ценности образования и его необходимости: «Зачем учиться, если можно снять крутое видео/записать трек и стать известным?» 

У этой «медали» есть и вторая сторона: с позиции лидеров мнений блогеры выпускают собственные курсы/гайды/чек-листы, запускают марафоны и проводят вебинары, в которых делятся своим «опытом». Восхищаясь их положением в обществе и флером «статусной жизни», подростки жаждут получить инфопродукты от интернет-гуру. Красивые обещания быстрого заработка и получения прибыльной модной профессии еще больше подогревают спрос. Молодые люди начинают воспринимать такое обучение не просто достойной альтернативой высшей школе, но и более привлекательной. Ведь посмотреть вебинар или даже пройти двух-трехмесячный курс гораздо проще, чем несколько лет шесть дней в неделю посещать лекции, готовиться к семинарам, готовить выпускные квалификационные работы и т. п. 

Привлекательность «легких» профессий приводит к дефициту в обществе важнейших специалистов «рабочих» специальностей

Ни один инфопродукт от блогера не позволит человеку затем работать, например, инженером, врачом, юристом. Подобные профессии требуют полноценного длительного обучения и наличия официального документа о высшем образовании. Подобные фундаментальные специальности необходимы для полноценной жизни общества, однако работодатели не голосуют за это «рублем». 

Ситуация на рынке труда демонстрирует абитуриентам, что за свое долгое и невероятно сложное обучение, к примеру, на врача они затем не получат должного материального вознаграждения. Даже в пик пандемии, когда весь мир называл медработников современными героями и нуждался в них, как никогда, бюджетники публично заявляли о низком уровне зарплат. В связи с этим существует угроза неправильного распределения сил. Сферы, в которых на специалистах лежит ответственность за безопасность, жизнь и здоровье людей, будут недополучать студентов, а более «модные» и легкие направления обучения с перспективой получения высокооплачиваемой профессии создадут профицит выпускников, которым трудно будет найти работу из-за большой конкуренции. Аналитики утверждают, что 86% выпускников-гуманитариев не сумеют устроиться по специальности. Множество онлайн-школ и центров усугубляют ситуацию, как и блогеры, предлагая заманчиво сократить период обучения и быстро стать «востребованным специалистом с высокой заработной платой». 

Как вузы могут изменить ситуацию

В настоящий момент у высшей школы два пути развития. Первый предполагает переформатирование образования по стратегии индивидуализации обучения. Предполагается, что она позволит учесть требования времени: сформировать гибкие навыки для различных направлений деятельности, заменить заучивание инструментами для самообразования и развить критическое мышление. При этом должны быть учтены личные особенности студента и его потребности. Высшее образование в этой модели будет содержать больше прикладных дисциплин и практики. Так, студент уже в процессе получения образования сможет приобрести необходимые навыки и даже начать зарабатывать по специальности.  

Второй путь высшей школы — вернуть статус «не для всех», восстановить утраченную элитарность, чтобы вузы были целью прежде всего для абитуриентов, желающих посвятить жизнь науке, исследованиям, разработке. Да, тогда высшее образование перестанет быть обязательной ступенью после выпуска из школы и количество абитуриентов резко сократится, однако значительно повысится их уровень мотивации.

Как тенденция на сокращение поступающих в вузы меняет подход выпускников

На данном этапе вузы пока не выбрали для себя вектор развития. Хотя тенденция по сокращению поступающих в вузы прослеживается, ее несколько компенсирует положительная статистика по увеличению числа абитуриентов колледжей, техникумов или училищ — учиться там желает каждый пятый выпускник, то есть 21% опрошенных.

В нашем центре за минувший учебный год мы наблюдали, что репетиторы были все так же очень востребованы у школьников. Приходящие к нам ученики заявляли о своих намерениях учиться в вузе на бюджетной основе, поскольку платное образование с каждым годом становится все дороже. Поэтому абитуриенты вместе с родителями более осознанно подходят к подготовке, уделяют ей больше времени и сил, обращаются за помощью к наставникам. Такой подход должен порадовать вузы, поскольку он еще до сдачи ЕГЭ ранжирует выпускников на тех, кто готов упорно трудиться и видит получение высшего образования своей целью, и тех, кому этот вариант действительно не подходит. Осознанность и высокая мотивация — прекрасная база для обучения и получения будущей профессии. 

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб” — Личное». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно:

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Сергей Николаевич
Его фильмы давно стали классикой отечественного кино. Его «Оскар» за фильм «Москва слезам не верит» не давал покоя нескольким поколениям российских кинематографистов. А в биографии его отразились все противоречия и сложности времени, в которое ему выпало жить и творить. О кино и личной судьбе Владимира Меньшова (1939–2021) размышляет главный редактор проекта «Сноб» Сергей Николаевич
Ирина Баржак
Вор, мерзавец, подлец, нарцисс — таких мужчин идеализируют женщины в своих фантазиях и очень расстраиваются, когда…
Алексей Синяков
В Москве закрылась старейшая чебуречная — «Дружба», которая проработала больше 40 лет. Бездомные похмелялись в ней рядом с полицейскими, за столовые приборы надо было платить, а чтобы выпить, приходилось стоять. Почему из-за закрытия чебуречной с маргинальным флером и дешевой водкой забеспокоились москвичи, зачем туда ходили писатели и почему закрытие «Дружбы» вызывает слезы у мужчин в возрасте, узнал завсегдатай чебуречной, специальный корреспондент «Сноба» Алексей Синяков

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на [email protected].